Деловая авиация в Бразилии демонстрирует рост после стагнации в условиях кризиса

Ожидается, что продажи самолетов могут удвоиться в 2019 году по сравнению с прошлым годом. Столкнувшись с одним из худших кризисов в истории, вызванного многолетним правлением коррумпированных левых, экономика  Бразилии под руководством нового президента демонстрирует признаки восстановления, что может принести пользу деловой авиации. Ожидается, что объем продаж в отрасли вырастет на 100 процентов в этом году.

Бразилия по-прежнему остается держателем второго по величине парка авиации общего назначения в мире, уступая только США, но в последние годы из-за кризиса общее число продаж воздушных судов внутри страны не увеличился, хотя бразильские реактивные самолеты хорошо  продавались за границей.

Эксперты делают ставку на возрождение бизнеса в течение этого года и в 2020 году. «После кризиса бразильцы изменили подход к деловой авиации, больше думают о ее практическом использовании, как это всегда делали американцы», – говорит Андре Бернштейн из компании Solojet Aviação. Рынок уже продемонстрировал некоторое возрождение в прошлом году, что обусловлено улучшением экономических показателей, но заметный подъем может начаться в 2019 и 2020 годах.

Сектор указывает на возобновление работы операторов, который продали самолеты в условиях кризиса, воспользовавшись повышением стоимости активов и высоким курсом доллара, а теперь задумались над новыми приобретениями. Тем не менее, профиль оператора деловых самолетов после кризиса меняется. Ранее было доступно финансирование для покупки нового самолета, что привело к тому, что многие операторы сделали инвестиции, которые зачастую слишком велики для их нужд. «Сегодня сценарий другой и бразильцы пересматривают концепции. Они хотят покупать правильно, соглашаются покупать подержанные и даже думают о совместном использовании, то, что американцы делали много лет», – говорит Бернштейн.

Аналитики отмечают, что одной из самых больших проблем прошлого было отсутствие критериев в анализе затрат, связанных с эксплуатацией самолета, которые  выходят далеко за рамки стоимости приобретения, такие как экипаж, ангары, расход топлива и техническое обслуживание.  Расчет на расходы после покупки включает в себя учет операций, как по количеству людей на борту, так и по продолжительности полета, расходу топлива, типу используемой ВВП и т.д.

В мае прошлого года в парке было 15 406 самолетов авиации общего назначения, включая все самолеты, которые не зарегистрированы в качестве регулярного и экспериментального воздушного транспорта. Рост парка между 2017 годом и серединой прошлого года составил всего 0,3 проц. В период с 2006 по 2014 год, год наибольшего роста на бразильском рынке, бразильский флот авиации общего назначения вырос с 10 646 самолетов до 15 120, увеличившись почти на 50  проц. за восемь лет.

В настоящее время бразильский флот обладает  наибольшим количеством воздушных судов бизнес-класса в штатах Сан-Паулу, Мату-Гросу и Минас-Жерайс, что отчасти объясняется агробизнесом, сервисными компаниями и промышленностью.

Пример Бразилии показывает путь, по которому пойдет деловая авиация в других развивающихся странах, где до сих пор бизнес-джеты покупались или брались в аренду скорее из соображений престижности, в то время как в развитых странах они были инструментом для бизнеса. Несколько иная ситуация с турбовинтовыми деловыми самолетами. Несмотря на то, что они в какой-то мере демонстрируют статус владельца, их использование больше выходит за рамки престижа, хотя во многих случаях они используются и в рекреационных целях.

Андрей Бочкарев