Новый аэропорт Стамбула

Аэропорт Стамбула показал в 2021 году лучшие результаты среди европейских

Совет международных аэропортов Европы (ACI Europe) опубликовал отчет о пассажиропотоке в отдельных европейских аэропортах за декабрь и весь 2021 год. Самым загруженным аэропортом был новый аэропорт Стамбула, который обслужил 36,9 миллиона пассажиров. Замкнул первую десятку рейтинга Лондон-Хитроу  с 19,3 млн пассажиров. Как следует из статистики, региональные аэропорты быстрее восстанавливали количество пассажиров.Аэропорт Стамбула также является штаб-квартирой национального перевозчика Turkish AirlinesВ 2021 году через европейские аэропорты прошло на 1,4 миллиарда пассажиров меньше, чем в рекордном допандемическом 2019 году. Пассажиропоток Лондон-Хитроу  увеличился на 37 процентов году по сравнению с 2020 годом, но это все еще оставался на 59 проц. меньше по сравнению с 2019 годом. Новый вариант коронавируса  Omicron  тормозит оживление пассажиропотока в зоне Евросоюз+.

В десятку крупнейших европейских аэропортов по количеству обслуженных пассажиров в 2021 году входят:
1. Стамбул (36 988 563 пассажира),
2. Москва-Шереметьево (30 943 456),
3. Париж-CDG (26 201 698),
4. Амстердам-Схипхол (25 492 633),
5. Москва-Домодедово (25 065 087),
6. Стамбул-Сабиха Гёкчен (24 991 916),
7. Франкфурт (24 812 849),
8. Мадрид (24 119 214),
9. Анталия (21 333 278),
10. Лондон-Хитроу (19 395 354).

«После потери 1,72 миллиарда пассажиров в 2020 году мы все возлагали большие надежды на сильное восстановление в 2021 году. Однако прошлый год оказался еще одним сложным, так как европейские аэропорты потеряли еще 1,4 млрд пассажиров по сравнению с 2019 годом. Это означает, что они испытывают сильный стресс из-за финансовой слабости, характерной для нашей отрасли», — сказал Оливье Янковец, генеральный директор ACI Europe.

Влияние вариантов Delta и Omicron

Вариант коронавируса Delta существенно ограничил пассажиропоток в первой половине 2021 года.  Воздушным транспортом воспользовалось на 77,7 процента меньше пассажиров по сравнению с 2019 годом, поскольку были вновь введены запреты на полеты и строгие ограничения на продвижение, а большинство межконтинентальных рынков остались недоступными. Доступность вакцин в сочетании с введенными сертификатами вакцинации ЕС и открытием трансатлантического рынка в ноябре в конечном итоге привели к увеличению пассажиропотока во второй половине года. Он был ниже на 42,4 проц. чем в 2019 году, но в декабре Omicron снова нарушил  динамику роста.

В то время как пассажиропоток постепенно улучшался с июня (снижение на 66,3 проц.) по ноябрь (снижение на 35,2 проц.) по сравнению с допандемическим уровнем, в декабре тенденция снова изменилась, снижение увеличилось на 9 процентных пунктов и достигло 39,2 процента. Влияние Omicron было сильнее всего на рынке ЕС 1 (ЕС/ЕЭЗ, Великобритания и Швейцария), где пассажиропоток в аэропортах сократился на 44,1 проц. в декабре по сравнению с падением на 38,1 проц. в ноябре. Этот вариант не помешал скромному увеличению в остальной части Европы 2 (Албания, Армения, Беларусь, Босния и Герцеговина, Грузия, Израиль, Косово, Северная Македония, Молдова, Черногория, Россия, Сербия, Турция, Украина и Узбекистан). Там количество пассажиров уменьшилось на 17,1 проц. в декабре по сравнению с 19 проц. в ноябре.

«Рефлекторная реакция многих правительств, которые проигнорировали рекомендации ECDC и поспешили вновь ввести запреты на полеты и другие ограничения, в том числе для внутриевропейских поездок, задержали восстановление трафика. Однако эти ограничения на полеты не помогли сдержать распространение омикрона, что подтвердила на прошлой неделе ВОЗ, а также доказано  в недавнем отчете Oxera & Edge Health4 о ситуации в Великобритании», — добавил Янковец.

ЕС + рынок и остальная Европа

В 2021 году пассажиропоток в аэропортах на рынке ЕС+ увеличился на 29,2 проц. по сравнению с предыдущим годом, но по-прежнему остается на уровне -64,6 проц. по сравнению с допандемическим уровнем. По сравнению с 2019 годом самые сильные годовые результаты продемонстрировали аэропорты Греции (-46,8  проц.), Румынии (-52,7  проц.), Люксембурга (-53,9  проц.), Кипра (-55,6  проц.), Болгарии (-55,9  проц.)  Испании (-56,4 проц.) и Португалии  (-57,9 проц.). На другом конце спектра наибольшие потери пассажиропотока понесли аэропорты Финляндии (-80,5 проц.), Великобритании (-78,1 проц.), Чехии (-74,8 проц.) и Ирландии (-74,4 проц.).  Это связано со строгими ограничениями на перелеты, введенными этими странами.

Между тем, аэропорты в остальной Европе значительно превзошли средний показатель по Европе, а пассажиропоток увеличился на 59,4 проц. в 2021 г. по сравнению с предыдущим годом и осталась на уровне всего -34,4 проц. по сравнению с 2019 годом.

Это произошло из-за в целом менее жестких ограничений на поездки. По сравнению с 2019 годом лучшие результаты продемонстрировали аэропорты России (-24,4 проц.) и  Армении (-29,3 проц.). Израильские аэропорты (-72,9 проц.) стали исключением из-за длительного закрытия границы для иностранных путешественников.

Изменения в пятерке лидеров по итогам года

В четвертом квартале 2020 года и первом квартале 2021 года пятью самыми загруженными европейскими аэропортами были аэропорты Турции и России. На протяжении 2021 года главный аэропорт Стамбула (снижение на 46 проц. по сравнению с 2019 годом) был самым загруженным аэропортом Европы. Затем Москва-Шереметьево (-38 проц.). В итоге Париж-Шарль-де-Голль (-65,6 проц.) занял третье место, а Амстердам-Схипхол (-64,4 проц.) — четвертое. Москва-Домодедово (падение трафика на 11,3 проц.) заняло 5-е место.

Аэропорт Хитроу
Аэропорт Хитроу

Лондонский аэропорт Хитроу, который показал падение на 76 проц, вернулся в пятерку лидеров в ноябре 2021 года, когда были открыты границы США. Открытие атлантических рейсов не повлияло на результат Франкфуртского аэропорта (-64,8 проц.), который в 2021 году занимал седьмое место в течение всего года. До декабря 2021 года первое место занимал Стамбул, за ним следовали Париж-CDG, Лондон-Хитроу, Мадрид и Амстердам-Схипхол.

Региональные порты восстанавливаются быстрее

Небольшие региональные аэропорты с прошлого лета  восстанавливаются более быстрыми темпами по сравнению с более крупными аэропортами. Это отражает тот факт, что за пределами трансатлантического рынка многие межконтинентальные рынки остаются де-факто закрытыми из-за жестких ограничений на поездки, а восстановление внутриевропейского и внутреннего рынков в значительной степени обусловлено поездками на отдых и «посещением друзей и родственников». В 2021 году количество пассажиров в аэропортах 4 категории (менее 5 млн пассажиров в год) уменьшилось на -53,5 проц. по сравнению с результатом до пандемии, а в аэропортах категории 1 (более 20 млн пассажиров в год) зафиксировано снижение на целых 63,3 проц.

Разрыв увеличился в последние месяцы года. В декабре 2021 года пассажиропоток в аэропортах 4 категории снизился на -18,1 проц. по сравнению с уменьшением на -43,4 процента для аэропортов категории 1. Региональные аэропорты островов и другие привлекающие лоукостеров и чартерных перевозчиков в целом показали лучшие результаты в декабре 2021 г. по сравнению с уровнем 2019 г., в том числе: Аяччо (+46,4 проц.), Хаммерфест (+8,9 проц.), Кальви (+8 проц.), Миконос (-4,3 проц.), Менорка (-4,3 проц.), Палермо (-5,6 проц.), Понта-Делгада (-10,9 проц.), Фуэртевентура (-13,1 проц.) и Турин (-13,6 проц.).

Грузовые  перевозки

Грузовые перевозки в 2021 году выросли на 21,8 проц. во всей европейской сети аэропортов по сравнению с прошлым годом. Этот результат на  7,7 проц. выше допандемического уровня. Были небольшие различия между рынком ЕС + и остальной Европой. Количество воздушных операций увеличилось на 23,3 проц. по сравнению с 2020 годом, но снизилось на 48 проц. по сравнению с уровнем, зафиксированным в 2019 году.

Прогноз  ACI Europe на 2022 год

«Неопределенность в отношении развития пандемии остается значительной и снижает видимость ситуации в лучшем случае на несколько месяцев. На данный момент влияние Omicron все еще очень велико, поскольку авиакомпании прекращают полеты и сокращают пропускную способность в ответ на более слабый спрос в традиционно низкий сезон. Это означает, что первый квартал будет разочаровывающим, но мы надеемся, что с приближением весны авиасообщение улучшится. Произойдет ли это раньше или нет, зависит от темпов снятия ограничений на поездки. Многие страны, в т.ч. Великобритания, Ирландия и Швеция движутся в этом направлении, но многое еще предстоит сделать», —  сказал Оливье Янковец.

Генеральный директор ACI Europe добавил, что принятие ЕС обновленной рекомендации по внутриевропейским поездкам повысит финансовую стабильность европейских перевозчиков. Однако это не будет иметь значения, если правительства введут внезапные ограничения, как это было в прошлом.

Андрей Бочкарев