Boeing 737 MAX авиакомпании Smartwings впервые прибыл в Антарктиду

Чешская авиакомпания  Smartwings впервые выполнила рейс в Антарктиду. Посадка  самолета Boeing 737 MAX-8  в аэропорту Тролль, расположенном на северной оконечности Антарктиды, состоялась 26 января 2022 года. Boeing 737 MAX — первый самолет такого типа на замерзшем континенте. Это был рейс, зафрахтованный Aircontact для перевозки членов Норвежского полярного института на их базу.

Boeing 737 MAX авиакомпании Smartwings в Антарктиде
Boeing 737 MAX авиакомпании Smartwings в Антарктиде

Исследовательская станция Тролль  расположена в 235 километрах от восточного побережья острова Принцесса Марта, на Земле Королевы Мод, в Антарктиде. Станция Норвежского полярного института занимается мониторингом окружающей среды и климата, исследованиями и картографией. Взлетно-посадочная полоса  станции  построена на леднике на высоте 1232 метра.

Полет за Южный полярный круг прошел гладко. Boeing 737 MAX, принадлежащий Smartwings, с регистрационным  номером  OK-SWB, вылетел из аэропорта Осло Гардермуэн в Норвегии и взял курс на Кейптаун в Южной Африке. Рейс проходил с остановкой в ​​столице Чада Нджамене. Из Кейптауна самолет продолжил свой 6-часовой полет в Антарктиду. Машина находилась в Антарктиде два часа, прежде чем отправиться в  обратный полет в норвежскую столицу.

Во время полета экипаж самолета Smartwings непрерывно получал сводки погоды и обновленную информацию о работе аэропорта по каналу передачи данных и спутниковой телефонии. Для посадки и взлета использовалась покрытая льдом взлетно-посадочная полоса длиной 3000 м. Ледовое покрытие взлетно-посадочной полосы измерялось для точного планирования посадки, времени и тормозного пути. Поверхность взлетно-посадочной полосы была подготовлена ​​Норвежским полярным институтом перед началом эксплуатации, чтобы обеспечить взлет и посадку в соответствии с требованиями производителя самолета с соблюдением всех правил безопасности.

Специальная подготовка к полету

Для посадки на ледник требуется специально обученный экипаж. Экипаж кокпита  состоял из трех опытных капитанов, в т.ч. Томаша Невола, Яна Штястного и Любомира Малика.  «К такому полету нужно основательно подготовиться. Подготовка заняла много месяцев», — сказал Томаш Невола,  капитан и руководитель полетов Smartwings. По его словам,  полет и посадка прошли гладко.

Пилоты  должны были пройти специальную подготовку, чтобы познакомиться с районом и местом посадки. Все члены экипажа прошли обучение выживанию в Антарктиде. Самолет был оснащен комплектами для выживания, в том числе флисовыми комплектами одежды для экипажа, а также несколькими важными запасными частями самолета, которые находились на борту на случай отказа компонента.

Непрерывный мониторинг погоды

За пять дней до операции организаторы тщательно следили за погодой, используя прогнозы немецких метеорологических институтов DWD и AWI, которые располагают ресурсами данных о погоде в Антарктике. Для данного вида работ служба управления воздушным движением закрепляет как минимум одного диспетчера, который постоянно контролировал и оценивал состояние места посадки и погоду, а в случае каких-либо изменений метеоусловий находился на связи с экипажем. Во время полета техническое состояние самолета оценивается пражским техническим отделом Smartwings с использованием автоматизированного канала передачи данных.

Невозможно запланировать полет в запасной аэропорт, кроме аэропорта Тролль, который имеет все необходимое оборудование, в том числе: соответствующую пожарную службу, индивидуальные карты захода на посадку и опытный персонал под руководством Свена Лидстрема из Норвежского полярного института, ответственного  за выполнение полетов. В связи с тем, что это так называемая изолированный аэродром, где нет других вариантов посадки в пределах досягаемости, для взлета и посадки  необходимо было получить оценку и одобрение Чешского авиационного управления.

Андрей Бочкарев