Цены на авиатопливо побили семилетний рекорд. Снижения не предвидится

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) сообщила, что цена за  баррель авиационного бензина в день закрытия торгов в пятницу, 14 января, достигла  102,9 доллара. Это означает увеличение на 5,6 процента по сравнению со значением более раннего закрытия с предыдущей недели, 18,7 процента составил месячный прирост и рост на целых 70,1 процента  по сравнению с предыдущим годом.

Топливо составляет значительную часть постоянных расходов авиакомпаний по всему миру, и значительное увеличение стоимости авиакеросина в этом году означает, что эта доля продолжает расти. Поскольку авиакомпании пытаются восстановить свои позиции после глобального кризиса, вызванного пандемией COVID-19, рост цен на топливо является еще одним препятствием для перевозчиков в улучшении их финансовых и транспортных показателей.

Бензин для реактивных двигателей в основном получают из сырой нефти, причем большая часть сырой нефти поступает из США, Саудовской Аравии, России, Канады и Китая. Авиакеросин получают путем смешивания и очистки различных продуктов перегонки нефти, наряду с дизельным топливом и бензином.  Авиационное топливо занимает около 6 проц. от общего объема в мировом производстве топлива на нефтеперерабатывающих заводах.

Рост стоимости за последние 12 месяцев привел к увеличению расходов авиакомпаний по всему миру на 48,9 млрд долларов США. По оценкам IATA, в этом году авиакомпании потеряют еще больше. Перевозчики заплатят за топливо еще на $61,5 млрд больше.

Падения цены не предвидится

Движущей силой роста стоимости бензина для реактивных двигателей является стоимость сырой нефти, достигшая почти семилетнего максимума. Цены на нефть остаются нестабильными  не только из-за проблем с цепочкой поставок, снижающих количество производимых баррелей в день, но и из-за геополитических проблем, которые угрожают поставкам топлива. Недавние атаки йеменских хуситов на нефтяные резервуары возле аэропорта в столице Объединенных Арабских Эмиратов — Абу-Даби или угроза российского вторжения на восток Украины нарушают стабильность цен на нефть на мировых биржах. В Европе на цену нефти также влияет газопровод «Северный поток — 2».

Представители Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) считают, что стоимость сырой нефти вряд ли значительно снизится в ближайшее время. «Ожидается, что затраты в 2022 году превысят рекордно высокий уровень 2018 года», — сказал Джон Грант, партнер Midas Aviation, на недавнем вебинаре OAG. Он заметил, что большинство авиакомпаний легко вздохнули в 2018 году, который был очень прибыльным. Тем не менее сегодня ситуация в авиации существенно изменилась.

В текущей ситуации авиакомпании не фиксируют запланированную прибыль, им приходится учитывать бронирование билетов в последнюю минуту. Растущему спросу на авиаперевозки препятствует появление новых вариантов коронавируса. Количество самолетов, которые у них имеются, слишком велико для текущего спроса. По этой причине многие авиакомпании приостанавливают свою деятельность. На наших страницах мы сообщали о сокращении сети сообщений Britsh Airways, Blue Air, Ryanair и Wizz Air.

«Некоторые авиакомпании смогут хеджировать   [топливо на будущее, ред.], но для многих из них стоимость бензина может оказаться слишком высокой, чтобы приносить доход, а мы все знаем, что маржа и рентабельность финансирования очень низки в этой отрасли», — добавил Грант.

Хеджирование как средство экономии финансов

Большинство авиакомпаний покупают топливо заблаговременно по курсу хеджирования. Хеджирование заключается в оплате будущих поставок авиатоплива по цене, действовавшей на момент заключения контракта. Обычно это меньше, чем цена, которая была бы уплачена в день будущей поставки.

Авиакомпании, купившие бензин для реактивных двигателей в мае 2020 года, когда его стоимость составляла всего 29 долларов за баррель, сэкономили огромные финансовые средства, поскольку с тех пор стоимость бензина для реактивных двигателей резко возросла. До января 2021 года стоимость составляла около 60 долларов за баррель и ни разу не снижалась.

За 12 месяцев United Airlines потратила на закупку бензина 5,75 млрд долларов. За последние три месяца этого года авиакомпания заплатила около 2,41 доллара за галлон. United рассчитывает платить около 2,51 доллара за галлон  в этом квартале. Баррель авиакеросина  вмещает 42 галлона или почти 160 литров.

Лучше топливо дороже, чем рейсы-призраки

Волатильность стоимости бензина для реактивных двигателей является частью головной боли авиационной отрасли. У большинства перевозчиков работают специалисты, которые оценивают будущие цены и анализируют, когда покупать топливо, чтобы поддерживать финансовую устойчивость авиакомпании на хорошем уровне. Тем не менее даже в нынешних условиях рост цен на керосин может быть более опасным для менеджеров авиакомпаний, чем другие проблемы, с которыми в настоящее время сталкиваются перевозчики по всему миру.

Рост цен на керосин является также  частью проблемной среды, в которой оказалась авиация, когда снижение пассажирского спроса на предлагаемые рейсы приводит к уменьшению притока денежных средств, а перевозчикам приходится каждый месяц платить фиксированные расходы или летать пустыми самолетами, чтобы сохранить ценные слоты в крупных аэропортах в течение Европейский Союз. 2022 год будет не легче для многих перевозчиков, чем предыдущий.

Андрей Бочкарев