IATA: Omicron затормозил в 2021 году восстановление пассажиропотока

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) объявила  результаты пассажиропотока в мире за 2021 год. В отчете показано, что спрос в пассажиро-километрах (RPK) упал на 58,4 процента по сравнению со всем 2019 годом. Это улучшение по сравнению с 2020 годом, когда годовой показатель RPK снизился на 65,8 проц. по сравнению с 2019 годом.

Поскольку сравнения между 2021 и 2020 годами искажены чрезвычайным воздействием COVID-19, если не указано иное, все сравнения относятся к соответствующему периоду 2019 года, который принято считать нормальной моделью спроса.

Спрос на международные пассажирские перевозки в 2021 году был на 75,5 проц. ниже, чем в 2019 году. Предложение, выражаемое в доступных километрах (ASK), уменьшилось на 65,3 проц., а коэффициент заполнения кресел уменьшился на 24 процентных пункта и составил 58 проц.  Спрос на внутренние рейсы в 2021 году снизился на 28,2 процента по сравнению с 2019 годом. Доступность мест снизилась на 19,2 проц., а коэффициент занятости мест упал на 9,3 пункта  до 74,3 процента

Общий трафик в декабре 2021 года был 45,1 процента  ниже, чем в том же месяце 2019 года, что является улучшением по сравнению с падением на 47 проц. в ноябре, поскольку спрос продолжал улучшаться, несмотря на опасения по поводу нового варианта коронавируса — омикрон. Пропускная способность снизилась на 37,6 процента, коэффициент заполнения пассажиров – на 9,8 процентных пункта до 72,3 процента.

Влияние омикрон

Ограничения на поездки, введенные после появления варианта омикрон, замедлили в декабре восстановление спроса на международные перелеты примерно на две недели. Он  восстанавливается со скоростью около четырех процентных пунктов в месяц по сравнению с 2019 годом. Ожидалось, что без нового варианта спрос на международные перелеты  в декабре   вырастет примерно до 56,5 проц. от  уровня 2019 года. Вместо этого объемы немного были на  58,4 проц. ниже результатов аналогичного месяца 2019 года и на  60,5 процента меньше, чем  в ноябре.

Vlora Airport
Vlora Airport

С ноября наблюдалось  снижение продаж билетов на будущие внутренние и зарубежные рейсы. Продажи билетов на рейс  в любое время в будущем составили 45 проц. от уровня 2019 года в первой половине января. Т.е.  наблюдалось  ухудшение по сравнению с 50 проц. в декабре и 56 процентов –  в ноябре. Это говорит о том, что традиционно менее загруженный январь-февраль для авиационной отрасли  будет слабее, чем был бы без  омикрон.

 

Общий спрос на поездки увеличился в 2021 году. Эта тенденция сохранилась и в декабре, несмотря на ограничения на полеты из-за  омикрон. Это во многом говорит о силе доверия пассажиров и их готовности путешествовать. Задача на 2022 год — укрепить эту уверенность за счет нормализации поездок. Хотя международные полеты  во многих частях мира далеки от нормальных, динамика движется в правильном направлении. На прошлой неделе Франция и Швейцария объявили о значительном смягчении правил въезда. Великобритания отменила все требования к тестированию для вакцинированных пассажиров. Мы надеемся, что другие страны последуют этому примеру, особенно в Азии, где несколько ключевых рынков остаются практически изолированными», — сказал Уилли Уолш, генеральный директор IATA.

Международный пассажирский транспорт

Европа

Европейские перевозчики зафиксировали снижение трафика на 67,6 проц. в 2021 году по сравнению с 2019 годом. Пропускная способность упала на 57,4 процента, а уровень занятости мест упал на 20,6 процентных пункта до 65 процентов. В декабре трафик упал на 41,5 процента. по сравнению с декабрем 2019 года, что является улучшением по сравнению  с падением на 43,5 проц.  в годовом исчислении в ноябре.

Северная Америка

Головой трафик североамериканских авиакомпаний упал на 65,6 процента по сравнению с 2019 годом. Пропускная способность снизилась на 52 процента, а коэффициент загрузки снизился на 23,8 процентных пункта до 60,2 процента. В декабре спрос упал на 41,7 процента. по сравнению с тем же месяцем прошлого года, что означает увеличение более чем на 44,6 процента в ноябре.

Южная Америка

Латиноамериканские авиалинии зафиксировали снижение объема перевозок на 66,9 проц. за год по сравнению с 2019 годом. Пропускная способность снизилась на 62,2 процента, а коэффициент загрузки снизился на 10,2 процентных пункта до 72,6 процента, что является самым высоким показателем среди регионов. Трафик упал на 40,4 процента в декабре по сравнению с декабрем 2019 года, значительно улучшив  показатель ноября, когда спад составил  47,3 проц.

Азия и Тихий океан

Международные перевозки авиакомпаний Азиатско-Тихоокеанского региона были ниже на 93,2 проц. в 2021 году по сравнению с 2019 годом, что стало самым глубоким спадом среди всех регионов. В декабре он был ниже на 87,5 процента. Это немного лучше, чем 89,8 процента падения  в ноябре. Годовое предложение снизилась на 84,9 процента  по сравнению с 2019 годом. Коэффициент загрузки снизился на 44,3 процентных пункта до 36,5 процента.

Ближний Восток

Годовое количество пассажиров ближневосточных авиакомпаний в 2021 году было 71,6 процента  ниже, чем в 2019 году. Годовая пропускная способность снизилась на 57,7 процента, а коэффициент загрузки снизился на 25,1 процентного пункта. Трафик в декабре упал на 51,2 процента  по сравнению с декабрем 2019 года, что является значительным ростом, по сравнению с падением на  54,3 проц. в ноябре.

Африка

Международные перевозки африканских авиакомпаний в прошлом году упали на 65,2 проц. по сравнению с 2019 годом, что стало лучшим результатом среди регионов. Пропускная способность уменьшилась на 56,7 процента, а коэффициент загрузки снизился на 14,1 процентного пункта до 57,3 процента. Спрос в декабре был  на 60,5 проц. ниже, чем в прошлом году, по сравнению с ноябрьским снижением на 56,5 проц из-за влияния государственных ограничений на поездки в ответ на появление варианта омикрон.

Внутренний трафик

Внутренний пассажиропоток на пассажирских рейсах Китая в 2021 году  упал на 24,4 процента по сравнению с 2019 годом. В декабре он снизился  на 39,6 процента  по сравнению с декабрем 2019 года, что было улучшением по сравнению с уменьшением на 50,9 проц. в ноябре. Коэффициент занятости пассажирских мест уменьшился  на 14,4 проц по сравнению с аналогичным месяцем 2019 года. Было заполнено 70,2 процента кресел.

Внутренние перевозки в России выросли на 24,2 процента  в течение года и 23,2 процента  в декабре, что является улучшением  по сравнению с ростом на 17,5 процента в ноябре. Россия была единственным рынком, на котором показатели в пассажиро-километрах (RPK) в 2021 году увеличился по сравнению с допандемическим 2019 годом. Процент занятости пассажирских мест снизился на 3,4 проц. по сравнению с тем же месяцем 2019 года. Было заполнено 86,5 процента  мест.

Показатели в пассажиро-километрах на внутренних рейсах в США снизились на 23,8 проц. по сравнению с 2019 годом. Доступность мест также уменьшилась  на 16,7 процента. Процент занятости пассажирских мест снизился на 7,3 проц.  по сравнению с тем же месяцем 2019 года. Было занято 78 проц.  мест.

IATA призывает правительства к действиям 

Гендиректор Международной ассоциации воздушного транспорта призывает правительства отдельных стран не ставить барьеров в виде запретов на полеты, карантинов или дополнительных  тестов в 2022 году, если власти и хотят, чтобы отрасль восстанавливалась более быстрыми темпами и возвращалась в прежнее состояние допандемических времен.

«Поскольку COVID-19 продолжает развиваться от стадии пандемии до стадии эндемии, правительствам пора разработать свои ответные меры, отказавшись от ограничений на поездки, которые неоднократно доказывали свою неэффективность в предотвращении распространения болезни, но которые наносят огромный ущерб личной жизни  и экономики. Задача  для правительств в новом году  должна заключаться в том, чтобы сосредоточиться на повышении устойчивости экономики и прекращении создания барьеров для путешествий на пути к возвращению к нормальной жизни», — призвал власти стран мира  Уилли Уолш.