Вертолет армии США будущего использует беспрецедентные технологии и может летать со скоростью самолета. Одна из самых совершенных конструкций вертолетов современности впервые реализует концепцию поступательного движения с помощью хвостового толкающего винта. Прототип концепции SB> 1 Defiant прошел первоначальные наземные испытания, которые включали вращение соосных роторов. Первоначально график тестовой кампании предусматривал первый полет в середине декабря 2018 года, но задержки в разработке заставили производителя пересмотреть сроки.
SB> 1 DefiantSB> 1 сочетает в себе соосный ротор с высокоскоростным винтом, установленным в хвосте
SB> 1 Defiant – один из проектов, которые конкурируют в программе Future Vertical Lift для армии США, которая предоставляет многофункциональные вертолеты нового поколения с улучшенными летными характеристиками и высокой скоростью полета. Среди конкурентов Valor Bell V-280, который уже далеко продвинулся в летных испытаниях.
SB> 1 Концепция технологии заимствована у демонстратора X2
Новый SB> 1 был разработан на основе концепций, полученных при разработке демонстратора технологии X2 в концерне Сикорский, оснащенного двумя соосными роторами, вращающимся в противоположных направлениях, и системой маршевых винтов, установленной в хвостовой части для поступательного движения. SB> 1 сохраняет ряд параметров своего предшественника – модели S-97 Raider, который включает в себя технологию стелс, делающей вертолет почти невидимым для радаров противника.
Программа развития армии США предусматривает, что отрасль предложит уникальную модель вертолета, способную выполнять миссии по транспортировке, патрулированию, мониторингу и другим. Цель состоит в том, чтобы заменить нынешний UH-60 Black Hawk, AH-64 Apache, CH-47 Chinook и OH-58 Kioka.
SB> 1 может иметь маневренность и производительность выше, чем у существующих вертолетов нынешнего поколения
Две модели финалистов программы конкурируют с различными концепциями, хотя и с одинаковой целью. Sikorsky SB> 1 производится в партнерстве с Boeing, предлагая ряд инновационных технологий для сегмента. Среди них – использование высокоэффективных соосных роторов, которые выступают в качестве основного источника подъемной силы, в то время как задний двигатель позволяет самолету развивать максимальную скорость до 250 узлов (460 км/ч), сохраняя при этом большую маневренность в полете. Однако большим препятствием для проекта являются именно роторы, поскольку они требуют использования чрезвычайно жестких материалов для контроля вибрации, что делает его конструкцию более сложной.
Кроме того, применение их в вертолете требовало нового подхода, поскольку здесь конструкторам пришлось столкнуться с совершенно другой динамикой, чем та, которая существует в обычных вращающихся роторах. Использование высокоскоростного пропеллера, установленного на хвосте, сообщает поступательное движение воздушному судну на высоких скоростях, делая модель более маневренной и маневренной. Задача состоит в том, чтобы объединить эту систему с винтами, которые должны играть новую роль в полете, в рамках концепции, совершенно отличной от той, которая существует в современных вертолетах.
В стандартной концепции вертолетов скорость перемещения, так и подъемная сила создается несущими роторами, тогда как SB> 1 на практике почти буквально расширяет концепцию вращающихся крыльев, где ротор в основном отвечает за создание подъемной силы. Преимущество заключается в том, что с этой концепцией можно маневрировать вертолетом в полете, не наклоняя его вперед, что позволяет работать даже в очень ограниченных местах, таких как городская застройка или узкие долины.
SB> 1 конкурирует с V-280 Value, использующим технологию конвертоплана
Модель Bell, V280 Valor, использует концепцию наклона ротора с двигателями наклона, которые позволяют взлетать и приземляться вертикально, предлагая аналогичный горизонтальный полет турбовинтовых двигателей, включая высокую производительность и низкий расход топлива. В настоящее время V-22 Osprey, созданный в совместном предприятии Bell и Boeing, прошел долгий процесс разработки, который включал несколько аварий со смертельным исходом. Концепция, задуманная в 1970-х годах, была реализована только в 2007 году и показала отличные результаты в последнее десятилетие. Однако одним из препятствий Osprey является его довольно ограниченная маневренность. По словам представителя концерна Bell, которыйруководит программой V-280 Value, технологические и концептуальные изменения, применяемые в модели, делают ее гораздо более маневренной, чем ее старший брат. Кроме того, по сравнению с SB> 1 он быстрее, хотя и остается более ограниченным в полете.
V-22 Osprey был первым воздушным судном типа конвертоплан, который поступил в эксплуатацию, предлагая гибридные возможности между вертолетами и самолетами
Цель обоих проектов – предоставить новую концепцию вертолета, выходящую за рамки традиционной модели. Ожидается, что окончательное решение будет принято в середине 2020 года, когда армия Соединенных Штатов, как предполагается, выберет модель-победителя. Программа может привести к новым проектам в гражданской авиации, поскольку такие вертолеты будут более совершенными и экономичными, чем нынешнее поколение.
Андрей Бочкарев