В региональной авиации наступает эра гибридных самолетов

Компания United Technologies Advanced Project, входящая в Объединенную технологическую корпорацию (UTC), представила модифицированный пассажирский самолет Bombardier Dash 8-100 с гибридным электроприводом, получившим обозначение «Проект 804» (P804). Цифра в обозначении — расстояние по прямой линии в милях между Pratt & Whitney в Монреале и фабрикой Collins Aerospace в Рокфорде, штат Иллинойс, которые также участвуют в этом предприятии.
P804 оснащен дополнительным электродвигателем, поддерживающим работу силового агрегата (2 турбинных двигателя PW 121) в течение 20-минут во время взлета и набора высоты. Инженеры UTAP предполагают, что турбинный двигатель и электродвигатель, смонтированные в модифицированной гондоле, будут производить 1 МВт энергии. Электродвигатель будет питаться от аккумуляторов, которые вместе с системой управления и контроля будут располагаться внутри фюзеляжа самолета. P 804 должен подняться в воздух в течение ближайших 3 лет.

Предполагается, что новое решение обеспечит 30-процентную экономию топлива при обычном полете в течение одного часа и будет доступно как для новых конструкций, так и для уже используемых турбовинтовых самолетов. Представители UTAP, однако, подчеркивают, что экономия топлива также будет частично обусловлена применением новых технологий в турбинных двигателях, а не только дополнительной электротягой.

Применение гибридного электропривода увеличит массу пустого самолета и вдвое сократит емкость его топливных баков, что уменьшит дальность полета примерно до 1100 км. По мнению специалистов UTAP, это не является большой проблемой, поскольку подавляющее большинство рейсов Dash 8-100 совершаются на расстояние короче 930 км. Однако использование полностью электрического привода было отклонено, поскольку масса батарей, необходимых для их питания, превысила бы максимальную взлетную массу Dash 8-100.

Наиболее важной целью проекта является создание масштабируемой технологии, которая может быть использована в самолетах общего назначения и в гражданских воздушных судах, а также ускорение разработки аккумуляторов, электродвигателей и систем управления энергопотреблением для авиации.

Андрей Бочкарев