Управление гражданской авиации Великобритании подало в суд на Ryanair

Управление гражданской авиации Великобритании (CAA) подало в суд на Ryanair за неуплату тысячам пассажиров компенсации за отмененные рейсы. В последние месяцы ирландского перевозчика лихорадило от забастовок. Хотя наибольшее влияние на финансовые результаты компании оказали протесты французских диспетчеров, а не работников авиакомпании, были и отмены рейсов из-за забастовок пилотов и экипажей, которые вызвали тысячи требований о компенсации со стороны пассажиров.

CAA – дело очевидно

По данным Управления гражданской авиации Великобритании, пассажиры должны получить компенсацию в размере от 250 до 600 евро в связи с невыполнением услуги. Это европейский закон, а точнее, Постановление Европейского парламента и совета № 261/2004. Которое иногда называют EU261. По мнению Ryanair «чрезвычайные обстоятельства», освобождают перевозчика от обязанности выплачивать компенсацию. CAA опровергает этот аргумент решением Суда Европейского Союза (CJEU).

«Пока единственное поле для толкования права на эту компенсацию дало перевозчикам понятие «чрезвычайные обстоятельства забастовки». Было неясно, что именно представляет собой это обстоятельство, но теперь, благодаря постановлению CJEU, четко указано, что организованная забастовка, такая как текущая забастовка Ryanair, то есть забастовка профсоюзов, исключает понятие «чрезвычайных обстоятельств», – объясняет Эльжбета Тышка, главный юрист технологической платформы GIVT Legal GIVT, которая помогает пассажирам авиакомпании в получении компенсации за задержку или отмену рейсов. «В соответствии с решением CJEU, в случае организованной забастовки, у авиакомпании есть время, чтобы изменить сеть сообщений и обеспечить выполнение рейсов», – сказала она.

Суды должны устанавливать «факты»

Теперь, казалось бы, все понятно. Есть решение CJEU, поэтому дело должно быть закрыто. Однако суды в Италии, Германии и Испании неоднократно выносили решения, признающие права перевозчика.

«Решения Европейского Суда обязательны в первую очередь для государств-членов ЕС. Задача последних – создать закон, соответствующий этим правилам. Дело немного отличается в случае с национальными судами. Хотя они должны выносить решения в соответствии с судебной практикой, это не всегда так. Вопрос, поднятый Ryanair, заключается в отсутствии легитимности забастовки. Перевозчик доказал, что заработная плата и условия труда в целом не отличаются от того, что предлагают другие авиакомпании в Союзе. Суд также принимает это во внимание. Каждый случай индивидуален. Самое главное это факты. Поэтому суды не должны выносить одно и то же решение каждый раз в соответствии с вердиктом суда, – рассказал нашему порталу адвокат Виталий Архангельский, эксперт по авиационному праву.

30 процентов всех исков к Ryanair в этом году подали британские пассажиры. За первые 9 месяцев 2018 года перевозчик получил 6653 претензий, но только 1347 из них были признаны.

Андрей Бочкарев