Путешествующие самолетами готовы платить больше за билет, если надбавка будет использована для компенсации выбросов углерода от самолетов, показали новые исследования канадских ученых.
Исследователи из Университета Британской Колумбии в Канаде (UBC) показали, что восприятие потребителем более высокой цены за билет зависит, главным образом, от того, насколько оправдано это увеличение при покупке билета.
Если дополнительная плата представлена как компенсация, то есть компенсация углеродного следа, оставленного самолетом, а не в качестве другого налога, путешественники будут более охотно доплачивать определенную сумму за рейс. Потребители также лучше реагируют на рост цен на авиабилеты, если знают, что за негативные последствия авиаперевозок несут ответственность не только пассажиры, но и производители и импортеры авиационного топлива.
«Люди думают, что нефтяные компании несут ответственность за изменение климата или, по крайней мере, несут большую ответственность, чем они. Потребители более терпимы к взиманию оплаты за углеродный след, если она больше на производителей ископаемого топлива и его импортерам, чем взимается с них напрямую», – говорит проф. Дэвид Хардисти из UBC, который участвовал в исследовании.
Мировая авиационная отрасль является значительным и постоянно растущим источником выбросов углерода в атмосферу. Предполагается, что они могут даже утроиться за несколько десятилетий, если не будут приняты надлежащие меры и законы.
Одним из предлагаемых решений является компенсация выбросов углерода — лица или компании, способствующие вредным выбросам, должны платить дополнительные сборы, которые выделяются на экологические проекты по всему миру. Включение компенсации цен на авиабилеты поможет частично компенсировать негативное воздействие авиационной отрасли на окружающую среду.
Однако авиакомпании не уверены, как путешественники будут реагировать на повышение цен. Этим занялись исследователи из Канады и проанализировали мнение потребителей, результаты анализа были описаны в журнале экологической психологии.
Исследователи провели два отдельных опроса среди более чем 1800 участников. Они изучили их реакцию на плату за углеродные выбросы в размере 14 долларов США, которая описывалась различными способами: как «компенсация за выбросы углерода», или «налог», или «на авиаперелеты», или «на производство и импорт авиационного топлива».
Оказалось, что слова, использованные в описании, имели значение для потребителей. Гораздо чаще они выбирали рейсы, цена которых включала «компенсацию за выбросы углерода для производства и импорта авиационного топлива», а не «налог на выбросы углерода за авиаперевозки».
Что еще более важно, как подчеркивают исследователи, потребители были готовы выбирать более дорогие билеты с дополнительной платой, называемой офсетной, чем более дешевые билеты, которые вообще не включали 14 долларов.
«Люди видят в налогах плату ни за что. За офсетом стоит мнение: конечно, мы тратим деньги, но мы знаем, куда они идут, что они помогают сохранению окружающей среды», – подчеркивает Хардисти.
Авторы считают, что когда потребители понимают, что более дорогой рейс является результатом добавления углеродной компенсации к цене, они с большей вероятностью выберут этот рейс и возьмут на себя некоторую финансовую ответственность за негативные последствия полета. «Задача авиакомпаний — показать им эту зависимость», – говорит ученый.
Андрей Бочкарев