Неожиданный поворот дела против Airbus за гибель рейса 447 может оказаться выгодным для Boeing

После 10 лет расследования парижский прокурор требует судебного разбирательства против Air France и прекращения дела против Airbus за катастрофу рейса AF447 из Рио-де-Жанейро в Париж, в результате которого погибли 228 человек, – сообщает французская пресса.
Прокуратура считает, что авиакомпания «совершила халатность и небрежность», не предоставив своим пилотам достаточную информацию о том, «как они должны вести себя в случае аномалий, связанных с датчиками контроля скорости самолета, поскольку несколько инцидентов такого типа произошли за несколько месяцев до катастрофы», – говорится в обвинительном заключении от 12 июля. Обвинение отметило отсутствие специальной подготовки пилотов, чтобы уметь справляться с ошибочными признаками большой высоты. «Эта небрежность и халатность стали причины аварии, т.к. что недостаточно информированные пилоты были очень обескуражены отключением автопилота и они не могли правильно реагировать», – добавила пресс-служба прокуратуры.

С другой стороны, прокуратура считает, что против производителя самолета недостаточно доказательств, чтобы рассматривать его в суде. Теперь судьи, ведущие расследование, должны решить, следует ли дать ход показаниям прокурора и попросить суд инициировать судебный процесс над авиакомпанией.

10 лет расследований и борьбы экспертов

1 июня 2009 г. Airbus 330-200, выполнявший рейс AF447 из Рио-де-Жанейро в Париж с 228 пассажирами на борту, упал в Атлантику, что вызвало споры между экспертами, которые пытались определить на кого возложить ответственность за события, приведшими к трагедии. В начале было заявлено, что авария произошла из-за замерзания трубок Пито, которые нарушили систему измерения скорости самолета и запутали пилотов, что привело к потере подъемной силы (сваливанию). В ходе расследования, продолжавшегося более 10 лет, в 2011 году авиакомпания и производитель самолетов были признаны виновными в непреднамеренном причинении смерти.

В первом экспертном отчете за 2012 год указывалось на неэффективность экипажа, технические проблемы, отсутствие информации у пилотов в случае замерзания зондов, несмотря на увеличение числа таких инцидентов, как сообщает Airbus. Затем производитель самолетов потребовал контр-экспертизу, которая подчеркнула «неадекватный ответ экипажа» и недостатки Air France. Семьи погибших и перевозчик посчитали этот отчет слишком благоприятным для Airbus и оспорили его в апелляционном суде в Париже, который дал указание отменить результаты и возобновить расследование, – напомнил AFP.

Последнее противоречие в декабре 2017 года вновь вызвало негодование гражданских лиц, поскольку эксперты подтвердили, что непосредственной причиной катастрофы стало «несоответствие экипажа в области ручного пилотирования» и сняли ответственность с Airbus. Президент ассоциации семей жертв Даниэль Лами сказал тогда, что «проблема датчика Пито» была исключена и у нас сложилось впечатление, что Airbus неприкосновенен, они всегда возлагают вину на пилотов, которые уже не могут защитить себя».

Airbus и его адвокаты отказались комментировать обвинения прокуратуры. Air France, в свою очередь, указала, что «требование компенсаций будут возобновлено учетом замечаний, адресованных следственным судьям».
«Семьи жертв шокированы таким же несправедливым и неожиданным решением. По всей видимости, гибель 228 человек не оправдывает процесс публичного преследования с участием Airbus, недостатки которого были продемонстрированы особенно ярко в экспертном заключении в 2012 году», – считает французское информационное агентство Даниэля Лами.

Такой поворот дела, если прокуратура найдет доказательства вины авиакомпании и способ снять обвинения с производителя, может оказаться выгодным и для Boeing, два MAX 8 которого потерпели катастрофу примерно по таким же причинам – из-за неправильного показания одного из датчиков скорости (представляющих собой трубку Пито) система MCAS опускала нос самолета. Разница состоит лишь в том, что американский производитель не счел нужным информировать пилотов и авиакомпании об особенностях работы этой  системы. При хорошей подготовке процесса Boeing может частично снять с себя ответственность. Тем более, известен случай, когда опытный пилот, летевший на смену в другой город на MAX 8, заметив неадекватное поведение воздушного судна, прошел в кокпит к коллегам и выключил систему MCAS, чем спас авиалайнер и жизни его пассажиров.

Андрей Бочкарев