Мексиканская авиакомпания ведет переговоры о покупке A220 для замены SSJ100

Бюджетная мексиканская авиакомпания вот-вот завершит переговоры с Airbus и окажется на последнем этапе, чтобы приобрести 12 штук A220. Машины предназначены для заменены российских Sukhoi Superjet, единственным иностранным пользователем, работающим на рынке пассажирских перевозок, которых остался Interjet. Российское агентство печати ТАСС утверждает, что Interjet не собирается избавляться от SSJ100.

SSJ100 в цветах Interjet
SSJ100 в цветах Interjet

SSJ100 был надеждой Кремля на славу времен СССР, когда модели, созданные в конструкторских бюро Ильюшина, Микояна и Гурьевича, Туполева и Сухого, сделали известной советскую техническую мысль во всем мире. В конце 1980-х годов в авиационной промышленности было занято около 2 миллионов человек, и производилось около 150 единиц гражданских самолетов в год. Это примерно столько же, сколько было выпущено SSJ100 с 2011 года.

“Суперджет” был первой гражданской конструкцией, построенным после распада Советского Союза, и нынешние российские власти рассчитывали, что он станет началом восстановления местной авиационной промышленности. Они помогли предприятию, вложив в него деньги и поощряя различными способами местные авиакомпании их покупать. Такими мерами планировалось обеспечить выпуск и поставку 800 единиц SSJ100 к 2024 году, в том числе 500 (!) за пределами России.

Временные финансовые проблемы?

По утверждению российских СМИ, информация о том, что мексиканский перевозчик хочет продать часть своих 22 единиц SSJ100 не была подтверждена. Причиной такого решения якобы стало сложное финансовое положение авиакомпании (которая при этом покупает более дорогие A220). Официальный представитель авиастроительной компании Sukhoi Civil Aircraft (SCA) опроверг эту информацию, заявив, что исследуется возможность «частичного перераспределения парка самолетов компании». Он также сказал, что SCA и ее французские партнеры разработали решения для повышения эффективности флота Interjet. Это двигатели PowerJet SaM146, производимые PowerJet – совместным предприятием французской SNECMA и российской НПО «Сатурн». SaM146 был создан специально для SSJ100. Короткая жизнеспособность его комплектующих вызывает большинство проблем для пользователей, есть еще проблема с шасси и трещинами в хвостовой части.

Российское агентство цитирует Игоря Ивановича Шувалова российского политика, связанного с нынешним президентом РФ, который возглавляет государственный ВЭБ с мая 2018 года. По словам Шувалова, с мексиканской стороной ведутся переговоры и обе стороны договорились не делать «внезапных шагов». Банк под управлением российского чиновника участвует в переговорах с Interjet в качестве кредитора. В то же время Шувалов признал, что «есть некоторые проблемы с обслуживанием и поставкой запчастей».

Что не так с SSJ100?

Ни российские авиакомпании, ни регулирующие органы не публикуют статистику использования воздушных судов этой модели, но имеющиеся источники свидетельствуют о низком использовании «надежды российской авиационной отрасли». Согласно данным, раскрытым в 2018 году, в среднем один SSJ100 летал 109 часов в месяц. Это примерно треть того, чем могут похвастаться самые популярные машины Airbus и Boeing – A320 и B737. А SSJ100 должен был конкурировать с ними.

Мы писали неоднократно о причинах этого более широко. Чтобы подчеркнуть важность проблемы, достаточно вспомнить, что Interjet постоянно использует пять SuperJets, в то время как у перевозчика официально насчитывается до 22 машин этого типа. А как насчет остальных? Они не летают по разным причинам, но большинство из них разобраны на запчасти, чтобы какой-нибудь SSJ100 мог подняться в воздух. Много раз было писалось о возможном отказе Interjet от хлопотных самолетов. Эти сообщения официально не подтверждались, но трудно представить, чтобы бюджетный перевозчик купил сверхнадежные A220 и в то же время продолжал использовать рассыпающиеся на ходу SSJ100.

Однако следует помнить, что российский самолет — это очень важный вопрос для Кремля. Престиж власти, который подпитывает общественное мнение образом авиационной промышленности, намеревающейся конкурировать с Airbus и Boeing, будет поставлен под угрозу, если мексиканская авиакомпания откажется от SSJ100. На данный момент мексиканцы как в рот воды набрали и не комментируют события. Но похоже, что они не хотят оставлять у себя эти самолеты даже бесплатно.

Андрей Бочкарев