A320 компании Croatia Airlines

Croatia Airlines еще до приватизации получит государственную помощь в размере 33,8 млн евро

Правительство Хорватии предоставит авиакомпании Croatia Airlines еще до приватизации 33,8 млн евро в течение следующих двух лет. Правительству принадлежит почти 100 процентов акции перевозчика. Недавно он получил государственное финансирование, прежде чем Хорватия вступила в Европейский Союз в 2013 году.

A320 компании Croatia Airlines
A320 компании Croatia Airlines

В течение многих лет правительство пыталось приватизировать убыточную авиакомпанию. Вливание денег поможет покрыть эксплуатационные расходы в течение следующих двух лет, что, по мнению правительства Хорватии, будет способствовать продаже авиакомпании Croatia Airlines, которая отмечает в этом году свою тридцатую годовщину в качестве национальной авиакомпании и основного перевозчика Республики Хорватия. Croatia Airlines последовательно позиционируется себя одним крупнейших участников внешнеэкономической деятельности в стране.

Однако, в отличие от таких авиакомпаний, как Turkish Airlines и Aegean, Croatia Airlines не успевает за развитием туризма в Хорватии. Рост потока туристов в Хорватии постоянно на несколько процентных пунктов выше, чем увеличение пассажиропотока хорватской авиакомпании.

Растет, но медленно

В прошлом году авиакомпания Croatia Airlines сообщила о 2-процентном увеличение пассажиропотока. Это в основном связано с тем, что перевозчик уже работает на полную мощность своего парка и не имеет средств для покупки новых самолетов. В 2018 году авиакомпания получила кредиты, поддерживаемые государством, для оплаты покупки новых самолетов Airbus.

По сообщению местных СМИ, правительство Хорватии выделило почти 34 миллиона евро на стабилизацию авиакомпании. Часть денег, вероятно, будет использована для покрытия убытков прошлого года, но большая часть будет покрывать расходы на техническое обслуживание. Двигатели самолетов нуждаются в капитальном ремонте, а отставание отечественных поставщиков все еще велико. В свою очередь, 3,5 миллиона евро будут использованы для погашения долгов. Они включают в себя платежи концерну Airbus как часть оплаты заказа для четырех самолетов Airbus A320neo.

Использование средств для финансирования этих долгов является необычным шагом для правительства Хорватии. Впервые с момента вступления Хорватии в Европейский Союз в 2013 году она напрямую перекачивала наличные деньги в местную авиакомпанию. Все из-за сильной потребности правительства Хорватии подготовить авиакомпанию к продаже частным владельцам в течение следующих 12 месяцев, что правительство определило в качестве одной из своих стратегических целей.

Почему Хорватия приватизирует авиакомпанию Croatia Airlines?

Хорватия в настоящее время переживает туристический бум, и авиационный сектор получает значительные выгоды, но в основном этим пользуются иностранные перевозчики. Croatia Airlines занимает доминирующее положение в своем хабе в Загребе, но в крупных прибрежных аэропортах Хорватии, таких как Сплит и Дубровник, перевозчик в летние месяцы представлен незначительно.

Для сравнения, этим летом соседний авиаперевозчик Air Serbia запустил 21 новый маршрут. Руководство Croatia Airlines неоднократно заявляло, что они могут совершать аналогичные шаги, только с новым вливанием капитала или в сотрудничестве с более крупной авиакомпанией.

В условиях растущего авиационного рынка правительство Хорватии, похоже, считает, что Croatia Airlines будет функционировать лучше как приватизированная авиакомпания. Одной из причин невозможности привлечь больше средств в авиакомпанию Croatia Airlines являются правила государственной помощи Европейского Союза.

Предыдущие процессы приватизации других государственных компаний в Хорватии в целом провалились. Будет интересно посмотреть, кто станет “счастливчиком”, если какая-либо компания решит купить Croatia Airlines у правительства Хорватии, и поможет ли этому текущее вливание денег.

Андрей Бочкарев