Чуда не произошло – Adria Airways обанкротилась

Adria Airways, крупнейшая словенская авиакомпания, 30 сентября, через 58 лет с момента основания, прекратила свою деятельность и объявила о банкротстве после того, как потенциального нового инвестора не удалось найти.

Airbus A319 Adria Airways
Airbus A319 Adria Airways

В понедельник (23 сентября) перевозчик приостановил все свои рейсы. Он утверждал, что прекращение деятельности было временным и продолжится не более трех дней. Затем авиакомпания сообщила, что ей нужно еще несколько дней, чтобы возобновить операции. Однако этого не произошло, и Adria Airways объявила 30 сентября во второй половине дня, что она официально объявила о банкротстве, положив конец своей 58-летней истории.

Bombardier CRJ200 Adria Airways
Bombardier CRJ200 Adria Airways

«В понедельник, 30 сентября 2019 года, Adria Airways подала иск о банкротстве в Краньский районный суд. Судебные разбирательства были инициированы руководством компании в связи с несостоятельностью компании и на основании финансовой деятельности Словении, процедур банкротства и закона о принудительном роспуске компании (ZFPPIPP), который обязывает руководство Adria Airways подать соответствующее заявление. Суд имеет трехдневный установленный законом срок, в течение которого он принимает решение об открытии производства по делу о несостоятельности. «Мы вынуждены отменить все регулярные рейсы в связи с началом этой процедуры» – говорится в официальном заявлении компании.

Adria Airways Caravelle
Sud Aviation SE-210 Caravelle

«Правительство рассматривает возможность создания нового внутреннего перевозчика для улучшения международных сообщений Словении после банкротства Adria Airways. Этот процесс займет некоторое время и потребует прочного партнерства с Lufthansa, а также политического консенсуса в нашей стране», – сказал Здравко Почивалшек, министр экономического развития и технологий Словении.

За последнюю неделю Adria отменила более 400 рейсов, что затронуло более 15 000 пассажиров. В результате краха компании остались без работы 558 сотрудников. Стоит добавить, что 23 сентября этого года. Adria Airways завершила свой последний регулярный рейс из Копенгагена в Любляну. В то же время последние пассажиры были перевезены чартерным рейсом из Парижа в Любляну 30 сентября. Пассажирами, среди других, была мужская сборная Словении по волейболу, которая в воскресенье (29 сентября) завоевала серебряную медаль на чемпионате Европы по волейболу среди мужчин 2019 года.

Вечная приватизация

В 2016 году немецкий инвестиционный фонд 4K Invest купил 91,6 процента доли в словенской государственной Adria Airways. Стоимость самой сделки составила 100 000 евро. Словенский национальный фонд SDH выставил Adria на продажу в июле 2015 года. Фонд продал около 2 процентов собственные акции, почти 70 процентов принадлежит непосредственно казначейству и около 20 процентов принадлежит государственному фонду DUTB. В соответствии с условиями сделки SDH обязалась рекапитализировать компанию с 3,1 млн евро. В свою очередь, 4K инвестировал миллион евро. Это была вторая попытка приватизации Adria Airways – в 2012 году никто покупать ее не хотел.

Штаб-квартира 4K находится в Мюнхене. Это инвестор, специализирующийся на приобретении компаний для реструктуризации. Стоит добавить, что после объявления о банкротстве Adria 4K Invest закрыл свой веб-сайт.

Краткая историческая справка о перевозчике

Авиакомпания была основана в марте 1961 года как Adria Aviopromet (Адриа Эйрвейз). В августе того же года она приобрела два Douglas DC-6B у KLM и совершила свой первый коммерческий полет с голландской командой. В то же время, первые экипажи и технические команды Adria прошли обучение на JAT Yugoslav Airlines и военно-воздушных силах. Первый полет Adria со своим экипажем состоялся в декабре 1961 года. Изначально самолеты вылетали из аэропорта в Загребе. Лишь в 1964 году Adria переехала в недавно построенный аэропорт в Любляне, который оставался его основной базой до последних дней существования компании.

В 1991 году, когда Словения провозгласила независимость, перевозчик должен был искать новые возможности. Война на Балканах и блокада некоторых курортных городов привели к серьезным проблемам компании, из которых она, тем не менее, вышла при помощи словенского правительства. В 2004 году Adria стала первым перевозчиком в мире, получившим сертификат IATA по аудиту эксплуатационной безопасности IOSA. 2006 год был для нее рекордным, т.к. Adria впервые за год перевезла более миллиона пассажиров. В следующем году Adria начала модернизацию флота. В парке появились Bombardier CRJ900, которые в итоге стали ядром флота авиакомпании.

Парк авиаперевозчика до недавнего времени состоял из 18 самолетов: три Airbus A319, два Bombardier CRJ700, восемь CRJ900 и пять Saab 2000, затем поступил A320 Airbus, Boeing B737, Douglas DC-9, McDonnell MD-80, MD-80, CRJ700, Fokker F100. Время от времени авиакомпания также арендовала Sud Aviation Caravelle, DC-8 или BAC One-Eleven.

Андрей Бочкарев