2018 год прошел под знаком забастовок

В 2018 году было зафиксировано столько же забастовок, сколько и за последние 5 лет. Сбои в воздушном движении затронули более миллиона пассажиров. Кто несет за это ответственность?

Нет увеличения зарплаты – нет полетов

Члены бортовых экипажей и пилоты многих авиакомпаний, связанных с профсоюзами, организовывали стачки, заявляя, что авиакомпании плохо относятся к своим сотрудникам и что условия труда ухудшаются. Финансовый кризис 2008 года оказал огромное влияние на авиаперевозки, количество пассажиров, рейсов и, следовательно, прибыли упали. В ответ на кризис авиакомпании решили снизить зарплату экипажу – тогда это казалось разумным решением.

Однако в последние годы произошло быстрое увеличение числа пассажиров и рейсов, соответственно возросла нагрузка на пилотов и членов экипажа. К сожалению, это не сказалось на их зарплате. Когда решение их проблем затянулось, начались забастовки. Как правило, забастовки должны быть последним средством на переговорах между профсоюзами и авиакомпаниями. В большинстве последних случаев неизвестно, были ли забастовки выбраны как самый простой способ получить то, что хотят профсоюзы.

Как правило, предупреждения о забастовках могут иметь разные делаются заранее, между тем их последствия напрямую зависят от временного интервала между предупреждением и началом. Пилоты в Ирландии должны объявить забастовки по крайней мере за 7 дней, а немецкие пилоты делают это только за 24 часа до стачки. Самые мягкие правила применяются в Нидерландах, где пилоты могут принимать участие в забастовках за 12 часов, не оставляя пассажирам и авиакомпания времени поменять свои планы.

Как привлечь внимание СМИ?

Недавние забастовки были хорошо скоординированы: бригады бастовали в течение длительного времени, а сами забастовки имели международный охват. Такая координация является ключом к привлечению внимания средств массовой информации: она может пролить свет на несправедливые условия, которые стали причиной забастовок, и показать, как забастовочные действия могут оказать влияние на прибыль авиакомпаний.

В результате забастовок в 2018 году пострадало более 1,8 миллиона пассажиров. Lufthansa зарегистрировала 90 000 пассажиров, пострадавших от катастрофы, TAP Air Portugal – 55 000 и Vueling – 37 000. Но основными жертвами стали Air France и Ryanair, у которых 1,2 миллиона и 287 000 пассажиров, соответственно, столкнулись с перебоями в расписании.

Основным требованием членов экипажа Air France стало повышение зарплаты на 6 процентов. Требования пока не выполнены и профсоюзы грозят еще большими забастовками. Ryanair получила более подробный список из 34 требований, которые включали повышение заработной платы, лучшую оплату по болезни и отпуск по уходу за ребенком, а также более стабильный график работы пилотов и членов экипажа. Ryanair не согласилась с требованиями, утверждая, что вознаграждение является конкурентоспособным и не должно быть увеличено. В ответ на последнюю забастовку в конце сентября Ryanair решила закрыть две базы (одну в Германии и другую в Нидерландах), уволив всех пилотов и членов экипажа.

Прогнозы подверглись корректировке из-за забастовок

Забастовки под руководством профсоюзов оказывают огромное влияние на финансовое положение авиакомпаний. В начале августа стало известно, что 15-дневные забастовки сотрудников Air France с февраля по май снизили прибыль всей группы Air France-KLM на 335 миллионов евро. IATA ожидает, что европейские авиакомпании получат прибыль в размере 7,4 млрд евро в 2018 году, снизив прогноз с 9,8 млрд евро, хотя эта сумма все еще превышает 6,9 млрд евро полученных в 2017 году.

Забастовки означают потери не только для авиакомпаний, но и для пассажиров. Большинство авиакомпаний возмещают стоимость билетов или помогают пассажирам реорганизовать планы поездок, но как насчет компенсации за отмену и задержки рейсов? Статья 5, пункт 3 EU261/2004 содержит четкий принцип: авиаперевозчик не обязан выплачивать компенсацию только в том случае, если он может доказать, что отмена была вызвана чрезвычайными обстоятельствами, которых нельзя было избежать.

Забастовки трактуются как один из примеров таких обстоятельств. Тем не менее в 2008 году Европейский Суд (ECJ) издал примерный список того, что можно считать чрезвычайными обстоятельствами, в зависимости от обстоятельств дела. Это решение было вновь утверждено в апреле 2018 года.

Как повысить производительность труда сотрудников?

В июле 2018 года Управление гражданской авиации Великобритании сделало заявление в отношении запросов пассажиров Ryanair об отмененных рейсах, призвав путешественников требовать компенсацию, когда сотрудники компании бастуют. «Принимая во внимание предыдущее решение Трибунала о том, что, когда отмена рейса вызвана забастовками сотрудников авиакомпании, авиаперевозчик обязан выплатить компенсацию, если он не предупредил пассажиров об отмене рейса как минимум за две недели до запланированного времени вылета», – пишет CAA.

Через несколько дней после последней серии забастовок в сентябре бюджетная авиакомпания объявила, что в ноябре закрывает две базы: одну в Эйндховене в Нидерландах и другую в Бремене в Германии – и сокращает парк воздушных судов в Нидерландах и в Германии. Артур ван де Худдинг, президент голландской ассоциации пилотов VNV, назвал этот шаг «объявлением войны» работодателя против сотрудников.

«Если руководство Ryanair считает, что закрытие баз – это быстрое и дешевое решение проблем с забастовками сотрудников, а суд Нидерландов видит это иначе, в лучшем случае они наивны и, в худшем случае, антагонистичны», – сказал он. Ryanair утверждает, что эти действия являются «небольшой, но необходимой реакцией на эти неблагоприятные обстоятельства», которые включают забастовки, а также рост цен на нефть.

Авиационная отрасль в настоящее время находится на распутье. Направление, которое авиакомпании решат использовать в ближайшие месяцы, определит будущее гражданских авиаперевозок. В связи с быстрым ростом спроса на доступные услуги гражданской авиации авиакомпании должны сосредоточиться на том, чтобы процесс был максимально плавным и эффективным. Они могут сосредоточиться на управлении персоналом и сотрудничестве с аэропортами, но если какой-либо из этих параметров не будет выдержан, весь процесс окажется в опасности. Похоже, что аэропортам сложнее всего адаптироваться к увеличению пассажиропотока из-за ограниченной пропускной способности. Эффективные и безаварийные авиационные процессы могут помочь аэропортам адаптироваться к растущему числу пассажиров. И тут оказывает большое влияние уровень удовлетворения работой сотрудников. Исследование университета Уорика показало, что довольный работник увеличивает производительность труда на 12 процентов. Стремление к таким результатам может стать дополнительной целью работодателя.

Андрей Бочкарев