Партия зеленых Германии добивается того, чтобы внутренние авиарейсы перестали быть рентабельными к 2035 году и, таким образом, дошло до их ликвидации. Это должно произойти благодаря увеличению субсидий на железные дороги. Перемещение по железным дорогам должно ускориться для того, чтобы стать настоящим конкурентом для путешествий по небу в Германии.
«Не может быть так, чтобы самолет, как наиболее вредный для климата вид транспорта, субсидировался миллиардными суммами, а самая экологически чистая железная дорога хронически не дофинансировалась», – заявил один из авторов проекта Дэниела Вагнер.
Зеленая идея
Идея не нова. Примером сторонников размещения на железной дороге вместо авиации, по крайней мере, с точки зрения путешествия на расстояние в несколько сотен километров, является Швеция. Высокая экологическая осведомленность жителей этой страны вызывает явление, называемое флайгскам — позор перед полетом. Шведы предпочитают путешествовать дольше, и часто тратят на поездах больше денег, чем на самолете, курсирующем между шведскими аэропортами.
Недавно некоторые французские парламентарии высказались за введение полного запрета на внутригосударственные полеты. Хотя идея не встретила поддержки правительства, власти в Париже решили обложить авиационный сектор так называемым экологическим налогом. Общей чертой инициативы немецких зеленых и французского правительства является готовность собрать средства на развитие железных дорог за счет использования дополнительных сборов с пассажиров самолетов.
Конкретный план
Согласно информации, полученной баварской ежедневной газетой Süddeutsche Zeitung, в настоящее время парламентское меньшинство в Бундестаге хочет увеличить частоту поездов, повысить их пунктуальность, снизить цены на билеты путем изменения ставки НДС с 19 до 7 процентов, установить на поездах высокоскоростной Wi-Fi для повышения комфорта во время поездок. Цель состоит в том, чтобы сделать железную дорогу в течение следующих 25 лет привлекательным видом транспорта, чтобы сами авиакомпании отказывались от внутренних сообщений. В Германии уже имеется прецедент. В июне мы писали, что рейсы из Берлина в Нюрнберг проиграли состязание с новым скоростным железнодорожным поездом из Берлина в Мюнхен, который за первые сто дней эксплуатации перевез более 1 миллиона пассажиров. Таким образом, есть реальное доказательство того, что у плана Зеленых есть шанс на успех.
Партия экологов предлагает поддержать немецкую железнодорожную систему Deutsche Bahn (DB), которая полностью принадлежит правительству, на сумму 3 миллиарда евро в год. Это намного больше, чем те, которые должен принести французский “экологический налог”. Ожидается, что эта сумма будет приносить 182 миллиона евро в год, и, хотя все эти деньги будут полностью обеспечены более экологичными — считайте более низкими выбросами CO2 – видами транспорта, железные дороги будут лишь одним из бенефициаров этих средств.
Будет ли взиматься налог?
Зеленые полны решимости не останавливаться только на увеличении финансирования железной дороги. Партия также призывает к постепенному вводу налогообложения авиационного топлива на внутренних рейсах. Предлагаемая ставка должна быть такой же, как на бензин – 65 евроцентов за литр. Предложение, однако, сталкивается с жесткими контраргументами. «Воздушное движение — это международный бизнес. Односторонние решения не имеют смысла», – прокомментировал Бернд Ройтер, член транспортного комитета Бундестага от имени Свободной демократической партии (SPD).
Ройтер полагается, в частности, на ответ на вопрос, который он задал правительству в Берлине относительно возможности введения налога на авиационное топливо. Власти ответили после анализа, что такой шаг влечет за собой «значительные технические и административные трудности». По мнению экспертов, введение одной страной налога на авиационное топливо не будет эффективным, поскольку самолеты будут заправляться за границей до посадки в Германии.
Другим решением могло бы стать увеличение налога на авиабилеты, который действует в Германии с 2011 года, как того потребовал министр окружающей среды Свенья Шульце из Социал-демократов (СДПГ) на прошлой неделе. В зависимости от продолжительности полета в настоящее время называются суммы от 7,38 до 41,49 евро на одного пассажира.
Шансы на реализацию — за
Хотя партия зеленых сейчас находится в оппозиции, ее поддержка в опросах достигает 24 процентов (ХДС / ХСС – 27 процентов, СПД – 13 процентов). Если она сохранится до выборов в Бундестаг в 2021 году, маловероятно, что зеленые будут исключены из правительства.
Предыдущий опыт также показывает, что партии из нынешней Христианско-демократической и социал-демократической коалиции (ХДС/ХСС-СДПГ) охотно принимают на себя требования зеленых и выдают их за свои. Это относится, среди прочего к требованию ввести налоги на выбросы CO2. Цель состоит в том, чтобы сохранить избирателей, для которых вопросы, связанные с климатом, становятся все более и более важными. После недавних выборов в Европейский парламент (ЕП), на которых зеленые достигли значительных успехов, проблема защиты климата стала даже политическим приоритетом для партий правительственной коалиции ХДС/ХСС-СПД.
Хороший климат для глубокого изменения в транспортном финансировании преобладают в большей части так называемого Старый Союз и в самой власти сообщества. Франция уже ввела налог, об этом говорят Нидерланды, теперь Германия. В недавно избранном Европейском парламенте группировки зеленых, социал-демократов и либералов поднимают тему экологии как одной из наиболее важных задач, стоящих не только перед европейским сообществом, но и перед всем человечеством. Как отмечает авиационный рынок, Урсула фон дер Лейен, сменившая пост главы Европейской комиссии Жана-Клода Юнкера 1 ноября, поставила вопросы защиты климата на первое место в списке задач. В документе, подготовленном, чтобы убедить членов Европарламента поддержать ее кандидатуру, Германия сначала пишет о Зеленом европейском пакте и объявляет, что ЕС будет постепенно отходить от квот на бесплатные выбросы, среди прочего в воздушном транспорте.
Возможности для реализации — против
Как отметили аналитики нашего портала, повышение цен на авиабилеты (особенно в места отдыха) может не соответствовать пониманию немцев. Опрос, проведенный месяц назад по заказу еженедельника “Шпигель”, показывает, что 71,1 процента граждан Германии не готовы отказаться от самолета в качестве средства транспорта ради защиты окружающей среды.
Общеевропейский авиационный налог также будет трудно ввести. Налоговое законодательство все еще остается внутренним вопросом, в отношении которого ЕС не обладает компетенцией, а это означает, что все государства-члены должны единодушно согласиться по этому вопросу. Поскольку некоторые члены обеспокоены влиянием налога на индустрию туризма, всем странам, связанным с Союзом, будет трудно договориться.
Налогом также является Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) или отдельные авиакомпании, такие как Air France или Ryanair, указывающих, что налогообложение топлива приведет к уменьшению прибыли для перевозчиков, которые будут располагать более скромными средствами для обмена самолетов на более современные, характеризующихся меньший расход топлива. Следует помнить, что эксплуатационные расходы авиакомпаний на 30-40 процентов состоят из затрат на топливо. Заправка с дополнительными сборами повлияет на всех игроков. Меньшие из них могут иметь проблемы с финансовой ликвидностью.
В то же время следует помнить, что внутренние рейсы составляют всего 16 процентов германского рынка авиаперевозок. Таким образом, реализация «зеленых» идей станет лишь частичным решением экологической проблемы, создаваемой авиацией в этой стране.
Андрей Бочкарев