Замешательство на рынке – Boeing может остановить производство B737 MAX

«Мы должны быть готовы остановить производство B737 MAX», – заявил президент Boeing Деннис Муйленбург во время встречи со СМИ после объявления финансовых результатов за второй квартал.
«Это абсолютно не соответствует нашим планам, но мы можем быть вынуждены это сделать», – пояснил он после того, как Boeing признал 2,94 миллиарда долларов квартальных убытков, которые были вызваны кризисом после двух катастроф B737 MAX в октябре 2018 года и марте 2019 года. Для 10 тысяч работников завода концерна в Рентоне под Сиэтлом это — плохая новость, поскольку что в лучшем случае означает временное увольнение.

«Для Боинга остановка производства более выгодна, чем его последующее замедление. Вот почему мы полны решимости сделать это», – объяснил Муйленбург. В настоящее время Boeing производит 42 таких машины в месяц против 52 до кризиса и отмены эксплуатации по всему миру. Планы на этот год предполагали ускорение темпов до 57 штук. Как будто проблем с MAX было недостаточно, еще появились трудности с новой моделью B777X, которая хоть и производится, испытывает проблемы с двигателями GE-X9. Для выпускаемых машин Boeing нет уже места на парковках.

Рынок не был готов к такой новости. Инвесторы молча поглотили 18 июля информацию о необходимости списать 5,9 миллиарда долларов из-за кризиса MAX, но остановка производства этих машин — новое неожиданное и тревожное сообщение. Рон Эпштейн, аналитик аэрокосмического рынка из Bank of America, цитируемый Seattle Times, не скрывал своего беспокойства: «Действительно ли рассматривается возможность остановки производства? Если это так, то это невероятно. Можно сказать: о, Иисус!», – сказал он.

Заявления Муйленбурга не признают профсоюзы IAM, которых насчитывается 9 000 человек, занятых на производстве MAX. «B737 MAX есть и будет отличным самолетом. Мы все время видим, сколько работы мы вкладываем в его производство, и у нас есть полная уверенность, что компания и агентства, регулирующие воздушное движение, будут обеспечивать его безопасность для пассажиров, что является нашей главной целью, когда MAX сможет летать», – говорится в заявлении IAM.

Такого оптимизма пока не замечено у руководящего состава. Планкетт из ассоциации SPEAA предложил Муйленбургу сосредоточиться на том, чтобы как можно скорее обеспечить занятость сотрудников Renton, а не рассматривать или прекращать производство. «Вся проблема заключается в том, сможет ли Boeing сохранить рабочие места на будущее или они будут относиться к этому очень легко, как к простейшему способу решения краткосрочных проблем с наличностью», – сказал Рич Планкетт.

Однако вице-президент финансовой группы Грег Смит не скрывает, что восстановление сильной финансовой позиции сейчас является приоритетом во время кризиса MAX. В то же время нет шансов улучшить финансы компании, поскольку в этом году Boeing предоставил клиентам всего 90 машин, включая 24 более старые модели B737NG, но также и совершенно новые MAX. Годом ранее, одновременно, было 137 машин. Между тем, на B737NG заказы слабые и на данный момент выпускается 9 машин, которые нашли покупателей, а следующие отсутствуют. Согласно самым оптимистичным прогнозам Boeing, у MAX есть шанс получить одобрение регуляторов движения на полет в октябре 2019 года.

Андрей Бочкарев