Военно-политический конфликт в Африке может затормозить развитие Ethiopian Airlines

Ethiopian Airlines за последнее десятилетие очень динамично развивалась, став крупнейшим авиаперевозчиком в Африке. Однако фактором, который может замедлить путь к успеху, является конфликт в их собственной стране.
Эфиопские авиалинии пережили огромный рост. Десять лет назад флот Ethiopian насчитывал около 40 самолетов. Сейчас их уже 125. В настоящее время перевозчик является крупнейшей авиакомпанией во всей Африке, не только с точки зрения размера флота, но и количества пассажиров.

Впечатляющий авиапарк, планы строительства аэропорта

Еще в 2010 году основу флота составляли самолеты Boeing 757, 767 и Fokker 50. От этого набора мало что осталось: на смену модели Fokker 50 пришла совершенно новая De Havilland Canada Dash 8-400. На маршрутах малой и средней протяженности флот обслуживали самолеты Boeing 737 и B737 MAX, к сожалению для авиакомпании. Boeing 757 полностью списан. Однако наиболее впечатляющим является развитие дальнемагистрального флота.

В ноябре 2010 года Ethiopian получила свой первый Boeing 777, в последующие годы к флоту присоединились 19 других членов “трех семерок” – половина из них были пассажирскими самолетами, другая половина — грузовыми. В 2012 году Ethiopian стала третьей авиакомпанией в мире, получившей Boeing 787 Dreamliner, который на тот момент был совершенно новой моделью. Несколько лет спустя в ее флоте появился первый Airbus. Авиакомпания снова стала первым клиентом европейского производителя в Африке — на этот раз самолета А350-900.

Авиакомпания выросла настолько, что в начале 2020 года, незадолго до вспышки пандемии коронавируса, Ethiopian Airlines объявила о строительстве нового крупного аэропорта в столице страны Аддис-Абебе. Текущего порта было недостаточно. Однако с наступлением пандемии время процветания для Ethiopian Airlines может закончиться. Компания, как и перевозчики во всем мире, пострадала от кризиса COVID-19.

Предупреждение о пролете над Эфиопией

Однако на горизонте вырисовывается еще одна проблема — стремительно ухудшающаяся ситуация из-за конфликта между правительственными силами Эфиопии и властями региона Тыграй, разразившегося в ноябре этого года. Эксперты предупреждают, что его эскалация может привести к новой гражданской войне.

Сеть безопасности полетов Ops Group уже объявила о срочном оповещении о воздушном пространстве над Эфиопией и соседней страной Эритреей, к северу от охваченного конфликтом региона. Ops предупреждает авиакомпании и советует не работать на некоторых маршрутах, которые пересекают проблемную зону. Группа также критикует отсутствие связи со стороны государственных органов, не информирующих пилотов и авиакомпании о продолжающихся беспорядках.

Затяжной конфликт имел бы серьезные последствия для Эфиопии как базы Ethiopian Airlines. Авиакомпания обслуживает большое количество трансферных пассажиров через свой домашний аэропорт в Аддис-Абебе. Это путешественники, которых перевозчик может легко потерять, если страна попадет в более глубокий кризис. Например, Дубай станет реальной альтернативой хабу в Аддис-Абебе  даже несмотря на неоспоримое положение эфиопов на африканском континенте.

Андрей Бочкарев