Трансатлантический рекорд скорости делового самолета Daher TBM 930

Два пилота – Дирк Рейтер и Фил Бозек – установили новый рекорд крейсерской скорости из Нью-Йорка в Париж, совершив полет на борту турбовинтового самолета Daher TBM 930, принадлежащего первому из них.  58-летний Рейтер является финансистом и в настоящее время летает на своем TBM 930 после почти 10 лет владения TBM 850. Его налет составляет в общей сложности 4500 часов, половину из которых он провел за штурвалом TBM,  включая полет на Антарктиду в декабре прошлого года. 31-летний Бозек – предприниматель и инвестор на рынке недвижимости, и в то же время самый молодой владелец самолета TBM. Бозек налетал почти 3400 часов (включая 800 часов в TBM 900) и является активным пилотом, который часто прилетает на различные выставки, используя свою собственную коллекцию старинных самолетов.

Экипажу потребовался год, чтобы подготовиться к побитию рекорда скорости, учитывая такие элементы, как прогнозирование погоды над Атлантикой, определение маршрута в коммерческих коридорах воздушного движения и технические аспекты.

«366 дней назад, когда мы впервые с командой Daher обсуждали возможность побить рекорд скорости, было предложено начать с того, что сделать это над Атлантикой. После детального анализа мы пришли к выводу, что можем побить текущий рекорд  для самолетов TBM», – пояснил Рейтер.

Точному прогнозированию  погоды способствовало использование нестандартного программного обеспечения, разработанного сами Рейтером, которое дало наиболее полную оценку благоприятных ветров. TBM 930 был оснащен специальным топливным баком емкостью 1136 л, что обеспечивало увеличение общего расходуемого топлива в самолете до 2272 л, что позволило выполнять полеты более 10 часов.

Дополнительное топливо привело к увеличению TBM 930 до 4173 кг, что потребовало одобрения от Федерального авиационного управления США. Лицензия FAA была выдана буквально за несколько дней до полета. Кроме того, сильный холод в районе Нью-Йорка вызвал задержку старта на два часа – весь самолет пришлось очищать ото льда.

TBM 930 вылетел в полночь 8 марта (по местному времени) из аэропорта округа Вестчестер, к северу от Нью-Йорка. Во время путешествия по Северной Атлантике Рейтер и Бозек воспользовались помощью канадского поставщика навигационных услуг NavCanada и Генерального директората гражданской авиации Франции (DGAC) и его навигационных услуг, чтобы иметь возможность путешествовать по наиболее удобному маршруту. Кроме того, их TBM 930 был оснащен устройствами спутниковой связи и слежения с использованием Iridium GO!, что обеспечивало постоянный контакт с центрами трансокеанского рулевого управления.

Через 8 ч и 38 мин (9 марта в 14:38 по местному времени) TBM 930 приземлился на знаменитом Ле Бурже во французской столице, пролетев маршрут со средней скоростью 674 км/ч, установив тем самым новый рекорд полета в категории C1e (турбовинтовой самолет с максимальным взлетным весом  до 6000 кг). За время полета самолет израсходовал  1 968 литров топлива. К моменту посадки в его резервуарах все еще был запас, допускающий следование на альтернативный аэродром. Предыдущий рекорд составлял 602 км / ч и был установлен знаменитым Чаком Йегером в 1985 году.

«После столкновения с умеренным лобовым  ветром во время первого этапа полета, мы позже воспользовались очень благоприятными ветрами в хвост, которые разогнали нас до удивительной скорости в 848 км/ч», – добавил Бозек.

«Благодаря духу настоящих пионеров авиации и интенсивной подготовки вы продемонстрировали возможности нашего самолета TBM – и вы побили предыдущий рекорд почти на час. Это огромный успех!», – подчеркнул генеральный директор Daher Дидье Каят, который приветствовал экипаж рекордсменов в аэропорту Парижа.

Андрей Бочкарев