Аэропорт Мюнхена

Темпы роста пассажиропотока в Европе начали замедляться

ACI Europe (европейское подразделение Международной ассоциации аэропортов) опубликовала новый отчет, показывающий, что увеличение пассажиропотока в первой половине 2019 года в европейских аэропортах замедлилось до 4,3 процента, в то время как грузопоток сократился на 3,5. Более слабые статистические данные обусловлены как экономическими проблемами, так и заземлением самолетов, задержками рейсов и нарушениями в управлении воздушным движением (ATM).

Аэропорт Мюнхена
Аэропорт Мюнхена

Увеличение пассажиропотока на 4,3 проц. намного ниже по сравнению с 6,7-процентным ростом в первой половине 2018 года. В то же время грузопоток сократился, тогда как в прошлом году за тот же период он вырос на 3,3 процента. Генеральный директор ACI Europe Оливье Янковец назвал увеличение пассажиропотока «достаточно устойчивым», учитывая экономические, геополитические и отраслевые проблемы в регионе.

«Экономический спад в Европе, торговые войны и Brexit – главные факторы замедления, так же как растущие счета за топливо, сбои в управлении воздушным движением, консолидация авиакомпаний, а также заземление и задержки в поставках самолетов», – сказал Янковец. Движение воздушных судов постоянно замедляется – с + 6,2 проц. в прошлом декабре до + 1,6 процента в июне. Это показывает, насколько небрежными стали авиакомпании с точки зрения использования пропускной способности и развития сети.

Грузовые перевозки показали худшую месячную производительность за семь лет, упав в июне на 7,1 процента. «Падение грузопотока в настоящий момент действительно велико и не улучшается», – сказал Янковец. Это не сулит ничего хорошего в ближайшие месяцы, тем более что пассажирские перевозки обычно не остаются полностью изолированными от тенденций в грузоперевозках.

Региональные аэропорты показали разные результаты, а аэропорты в Европейском союзе (ЕС) зафиксировали увеличение на 4,7 проц. в первые шесть месяцев 2019 года благодаря двузначному росту в Австрии, Хорватии и Эстонии и выше среднего роста в Венгрии, Латвии, Люксембурге, Польше, Португалии, Румынии и Испании. Движение упало в Болгарии и Швеции и было на равном уровне в Дании, в то время как Бельгия, Нидерланды, Словения и Великобритания не достигли среднего показателя по ЕС. В первом полугодии за пределами ЕС пассажиропоток увеличился на 2,9 процента.

Среди пяти крупнейших европейских аэропортов парижский им. Шарля де Голля показал наибольший рост пассажиропотока с 7,2 процентами увеличения, в то время как во Франкфурте он увеличился на 3 проц., лондонский Хитроу — всего на 1,7, а Амстердам-Схипхол — на 1,4 процента (оба результата связаны с ограничениями пропускной способности).

Пассажирские перевозки в аэропортах Стамбула (IST и ISL) упали на 2 проц. Многие крупные региональные аэропорты достигли двузначного числа роста пассажиров в первой половине, в том числе Севилья (Испания) с ростом на 21,4 процента и Краков (Польша) с 19,3 процента и Нант (Франция) на 18,3 процента Однако меньшие региональные аэропорты, по данным ACI-Europe, “оказались намного хуже”, и пассажиропоток увеличился всего на 1 процент.

Андрей Бочкарев