Во второй половине 1930-х годов в Бельгии начались работы над отечественным современным перехватчиком. Кульминацией этой работы стало создание Renard R.36, который в конечном итоге должен был быть принят на вооружение, но из-за крушения прототипа проект был закрыт.
В середине 1930-х годов основным истребителем для ВВС Бельгии был биплан Fairey Firefly IIM. Однако эти самолеты уже во многом устарели, и командование ВВС начало искать их преемников. Рассматривалась возможность покупки новых самолетов за рубежом и самолетов отечественной конструкции. В ответ бельгийский конструктор Альфред Ренар решил спроектировать подходящую машину самостоятельно.
Работа над самолетом началась в 1936 году, а испытательный полет готового прототипа состоялся 5 ноября 1937 года. Машина получила обозначение Renard R-36 и имела длину 8,8 м, размах крыла 11,64 м и взлетную массу более 2400 кг. Силовой установкой служил двенадцатицилиндровый двигатель Hispano-Suiza 12Ycrs мощностью 910 л.с., обеспечивающий максимальную скорость 505 км/ч и запас хода до 1000 км. Вооружение самолета состояло из 20-мм пушки в валу двигателя и 4-х 7,7-мм пулеметов в крыльях.
За штурвал самолета впервые сел Жорж Ван Дамм. Испытания показали, что самолет очень хорошо летает в воздухе, имеет адекватные характеристики и прост в управлении. Соответственно, испытания продолжались, тем временем были построены еще два прототипа с разными двигателями. Модель R.37 с радиальным двигателем Gnome-Rhône 14N-21 создавалась для Франции, проявившей интерес к проекту. Другой прототип, R.38, был оснащен двигателем Rolls-Royce Merlin II, а его вооружение должно было состоять из четырех 7,7-мм и двух 13,2-мм пулеметов.
У Renard R.36 были очень хорошие перспективы, поэтому командование ВВС Бельгии заказало 40 серийных машин. К сожалению, еще до начала их производства, 17 января 1939 года, первый прототип разбился. Следствие не дало однозначных ответов относительно причины крушения – выяснилось, что радиостанция могла вывалиться из места крепления и блокировать рули направления, из-за чего пилот терял управление машиной.
Потеря прототипа и провал переговоров с Францией привели к отмене проекта. В конечном итоге Бельгия решила закупить истребители Hawker Hurricane и начать их производство по лицензии. До начала Второй мировой войны эти планы не были реализованы. Есть мнения, что катастрофа прототипа стала результатом саботажа англичан, которые знали, что бельгийцы предпочтут отечественную конструкцию иностранной. Однако подтверждения этой теории нет.
Из двух законченных прототипов, которые сохранились до тех пор, пока Бельгия не была оккупирована Германией, один был захвачен и использован для испытаний, а другой отправился во Францию. Там, после того, как и страна была оккупирована, он попал в руки немцам, которые его испытали и утилизировали. Кроме того, на заводе Ренара имелись фюзеляж высотного истребителя R.40 и чертежи на двухфюзеляжный истребитель R.42.
Андрей Бочкарев