Junkers Ju 49

Страницы истории авиации: Junkers Ju 49 – первый самолет с герметичной кабиной

В начале 1930-х годов в Германии был разработан и построен один из первых самолетов с герметичной кабиной – Junkers Ju 49. Эта машина использовалась для исследований высотных полетов — более 12000 м.

Junkers Ju 49
Junkers Ju 49

Эксперименты с высотными полетами проводились еще в 20-х годах прошлого века, однако конструкторы самолетов столкнулись со многими препятствиями и не только техническими. Изначально проблема заключалась в создании соответствующих двигателей, способных работать в разреженном воздухе на больших высотах.

Хотя эта проблема была решена относительно быстро, следующей проблемой стал человек. Недостаточное количество кислорода на высоте более 6000 м означало, что пилоты, которые в то время еще работали на машинах с открытой кабиной, были вынуждены использовать кислородные устройства. Хотя их было достаточно для быстрого подъема на большую высоту и столь же быстрого возвращения, низкие температуры могли привести к смерти пилота при более длительном пребывании на такой высоте.

Ответом были скафандры, но они значительно ограничивали свободу движений и, следовательно, затрудняли пилотирование самолета. Поэтому авиационные инженеры начали рассматривать возможность создания конструкции самолетов с герметичной кабиной, в которой бы поддерживалось давление воздуха для свободной эксплуатации без необходимости использования кислородного аппарата, а температура была бы достаточно высокой, чтобы обеспечить более длительный полет на большой высоте.

Первым специализированным самолетом с такой кабиной был Junkers Ju 49. До того как взлетела немецкая машина, аналогичные самолеты были построены во Франции и США, но это были модифицированные самолеты с открытой кабиной. Немецкая машина была первым самолетом, спроектированным с такой кабиной с нуля.

Интерьер гермокабины Junkers Ju 49
Интерьер гермокабины Junkers Ju 49

Работа над Ju 49 была завершена во второй половине 1931 года. Самолет представлял собой цельнометаллический низкоплан, длиной 17,2 м, размахом крыла 28,2 м и массой 4250 кг. Силовой установкой служил двигатель Junkers L88a мощностью 800 л.с., который на практике представлял собой два соединенных шестицилиндровых двигателя L8. Он обеспечивал максимальную скорость от 146 до 220 км/ч в зависимости от потолка.

В конечном итоге двигатель должен был быть оснащен компрессором, но его установили только после нескольких полетов (двигатель без компрессора отличался несколькими выхлопными трубами, торчащими над двигателем, тогда как вариант с компрессором имел только одну трубу). Полет Ju 49 состоялся 2 октября 1931 года. До лета 1932 года из-за отсутствия компрессора проводились испытания на малой высоте. Только после его установки были проведены испытания с полетами на высоте 6000 м, затем 10 000 м и, наконец, 12 500 м в 1935 году.

Хотя Ju 49 не установил никаких рекордов, он дал опыт, который позволил конструкторам Юнкерса в последующие годы строить самолеты с герметичной кабиной. Единственный построенный прототип использовался до 1937 года в исследовательском центре Deutsche Versuchsanstalt fur Luftfahrt, но в октябре того же года машина попала в аварию и была полностью разрушена.

Андрей Бочкарев