После окончания Второй мировой войны в Советском союзе началась широкая разработка новых типов реактивных самолетов. Одной из разработанных в то время конструкций был гидросамолет “Бериев Р-1”, первый советский гидросамолет с реактивным двигателем.
Работа над гидросамолетом “Бериев Р-1” началась в мае 1947 года, еще до того, как на заводы поступили правительственные распоряжения, определяющие требования к новому самолету – они поступили только в июне 1948 года. Инженеры Бериева решили спроектировать новую машину на базе недавно построенного Бериева Бе-6, что позволило ускорить работу. Модель Р-1 имела аналогичную самолету Бе-6 конструкцию, включая фюзеляж, но была немного меньше и имела стандартный одинарный вертикальный стабилизатор.
В качестве силовой установки были выбраны два двигателя “Климов ВК-1”, которые являются нелицензированной копией двигателей Rolls-Royce Nene, полученных из Великобритании. 10 июня 1950 года макет был закончен, и готовый прототип был представлен в ноябре 1951 года. Самолет имел длину 19,9 м, размах крыла 20 м, максимальную взлетную массу 20,3 тонны. Двигатели “Климов ВК-1” обеспечивали максимальную скорость около 800 км/ч и запас хода около 2000 км. Экипаж Р-1 состоял из 3 человек – летчика, штурмана и радиста, которые также могли работать с задней огневой позиции. Вооружение состояло из двух 23-мм пушек НР-23, неподвижно установленных спереди, и двух пушек НС-23, также 23-мм, в задней огневой позиции. Под крыльями можно было подвесить около 1000 кг бомб.
Испытания Р-1, начатые в конце 1951 года, показали, что машина очень неустойчива и подвержена вибрациям. Несмотря на внесенные изменения, устранить недостатки не удалось, но это не помешало продолжению испытания. “Бериев Р-1” впервые поднялся в воздух 30 мая 1952 года, полет длился 23 минуты и прошел относительно спокойно. В последующих полетах, к сожалению, снова появились вибрации, и при посадке гидросамолет имел тенденцию отскакивать от поверхности. Были предприняты различные попытки изменить конструкцию отдельных компонентов машины, чтобы уменьшить силу вибрации.
Испытания продолжались до 3 октября 1953 года, когда машина была повреждена при посадке. К счастью, повреждения были настолько небольшими, что машину можно было отремонтировать. Однако дальнейшие испытания были поставлены под сомнение, поскольку власти не были удовлетворены результатами и хотели полностью отменить проект. Однако этого не произошло, поскольку Бериев начал работать над обычными летающими лодками.
До 1956 года Р-1 использовался в качестве испытательной машины для анализа поведения гидросамолетов, оснащенных реактивными двигателями, во время высокоскоростных полетов. Однако в феврале 1956 года с гидросамолетом произошла еще одна авария, и на этот раз было решено списать машину. Полученный опыт был использован при постройке гидросамолетов “Бериев Р-10”, которые являлись продолжением проекта Р-1. В последующие годы работы над реактивными гидросамолетами продолжились и в СССР, а затем и в России, но без особого успеха.
Андрей Бочкарев