Старые британские BAe 146 оказались лучше “современных” Sukhoi Superjet 100

7 января Brussels Airlines (код IATA: SN) попрощалась с арендованными у ирландской CityJet самолетами Sukhoi Superjet 100. Бельгийцы связывали большие надежды с этими машинами, наивно полагаясь на советский опыт России в авиастроении, но проблемы с запчастями и обслуживанием российских машин оказались слишком большими.
Большие проблемы SuperJets

В общей сложности четыре арендованных SSJ100, первый из которых достался перевозчику в марте 2017 года, заменили на ранее отозванные британские BAe 146. Сначала бельгийцы были удовлетворены покупкой. Современные машины предлагают много места для пассажиров, а аналогичные британским самолетам эксплутационные возможности позволили быстро ввести SuperJet в сеть сообщений.

К сожалению для перевозчика, Brussels Airlines являются единственными авиакомпаниями в Европейском союзе, которые использовали этот тип техники. Это означало гигантские проблемы с запчастями и квалифицированным обслуживающим персоналом. Частые неисправности Superjet не добавили самолету расположения руководства. Среднесуточное использование этой машины оказалось значительно, в разы ниже, чем у конкурирующих самолетов.

Когда Brussels Airlines объявила об окончании срока аренды в сентябре, а не в марте и январе 2019 года, пришли новости из Мексики. Перевозчик Interjet намеревался отказаться от более чем двадцати суперджетов. Пока он временит с принятием окончательного решения, подвергаясь уговорам производителя, но это был еще один сигнал о том, что возникла серьезная проблема с обслуживанием и надежностью российских самолетов.

SSJ100 в основном используются российскими авиакомпаниями. Именно здесь самые большие заказы, поэтому перспективы Сухого на этом рынке (хотя совсем нерыночные, а административные) определенно есть. И, несмотря на это, региональная авиакомпания «Якутские авиалинии» хотела было отказаться от использования своих пяти суперджетов. Перевозчик вскоре якобы передумал, неофициально подтвердив, что сделал это под давлением российских властей.

Кто может спасти SSJ100?

В сентябре «Аэрофлот» и Объединенная авиастроительная корпорация подписали контракт на поставку самолетов Superjet 100 (SSJ100) перевозчику. Согласно договору, ОАК поставит сто машин в 2019-2026 годах. Крупнейший российский перевозчик в настоящее время эксплуатирует 50 бортов SSJ100.

В ноябре словенские авиалинии Adria подписали письмо о намерениях относительно приобретения 15 самолетов Superjet. Контракт также включает в себя создание технического и ремонтно-восстановительного центра (MRO) в аэропорту Любляны. Последнее, пожалуй, важнее, чем покупка машин национальным перевозчиком Словении. Без такого центра рано думать о более широком выходе на европейский рынок.

Президент SCAC Александр Рубцов заявил после подписания письма о намерениях: «Мы понимаем, что послепродажная поддержка SSJ100 при выходе на европейский рынок должна быть организована тщательно и профессионально. Совместно с Adria Airways мы создадим центр обслуживания и ремонта SSJ100 в аэропорту Любляны. Это обеспечит эксплуатационную надежность самолетов SSJ100, работающих в Европе».

Андрей Бочкарев