Самолет вертикального взлета обычный пассажир может увидеть разве что в фильме. Он, действительно, взлетает без разбега подобно вертолету. Набрав небольшую высоту, он начинает двигаться горизонтально, сначала медленно, а затем быстрее и быстрее. Почему же такие воздушные суда до сих пор не стали производиться массово? Казалось бы, это выгодно: не требуются огромные аэропорты, длинные взлетно-посадочные полосы. В этой статье мы поговорим на эту тему подробно.
Прежде всего, нужно отметить, что такой самолет обладает не только вертикальным взлетом, но и посадкой, иначе в нем вообще не было бы смысла. В то же время подобные воздушные суда могут «разбегаться» обычным способом по взлетно-посадочной полосе.
От вертолетов они отличаются тем, что подъемная сила возникает из-за набегающего на крыло потока воздуха, а не от винта, который вращается. Такие джеты безопаснее вертолетов, если откажет двигатель, то геликоптер рухнет, а самолет будет планировать и сможет безопасно приземлиться.
Всего существует два типа «вертикальных» самолетов. Первые работают за счет струи воздуха из реактивного двигателя (удачный пример – Lockheed Martin F-35 Lightning II), вторые – благодаря работе воздушных винтов (модель Bell V-22 Osprey).
Преимущества и недостатки
По сравнению с обычными самолетами «вертикальные» имеют ряд преимуществ. Одно из главных – минимальное место для взлета и посадки. Это значит, что они могут приземляться в самых крохотных аэродромах мира, где нет полосы. Также они, как и вертолеты, способны зависать в воздухе, что выгодно использовать в целях разведки и патрулирования. Такие джеты обладают повышенной маневренностью и устойчивостью к сложным погодным условиям.
К недостаткам относят сложность управления: летчикам приходится учиться и тренироваться значительно больше, нежели экипажу обычного воздушного корабля. Подготовка существенно отличается, особенно долго отрабатывается посадка. В итоге пилотируют такие самолеты настоящие асы.
Кроме того, эти джеты меньше защищены. Если у обычного самолета откажет один двигатель, он будет двигаться на втором и успешно приземлиться. Но если это произойдет с «вертикальным» воздушным судном, оно упадет. Очередным минусом является повышенный расход топлива, которое требуется на «экзотический» взлет и посадку.
Не стоит думать, что такие самолеты готовы подобно вертолетам приземляться «в чистом поле», то есть любом месте, где есть небольшая площадка, а то и вовсе на грунте. Нет, им требуется хоть и небольшая, но тщательно подготовленная территория. Необходимо очень прочное и жесткое покрытие, во много раз тверже асфальта, поскольку струя газа очень горячая и способна разнести «в клочья» обычный застил.
Как создавались самолеты вертикального взлета
Тем не менее, такие самолеты создавались и, возможно, будут создаваться в будущем. Впервые это произошло в 50-е годы ХХ века. Тогда авиастроение перешло от производства истребителей к сверхзвуковым джетам. Поскольку повсюду еще раздавались отголоски войны, то естественно было задумываться о том, как сделать боевое воздушное судно, которое не нуждается во взлетно-посадочной полосе, которой могло не быть на территории противника.
Изначально создавались эти самолеты для военных целей, в гражданской авиации их использовать не планировали. Разработки стоили дорого, поэтому идей было много, а реализация осталась минимальной. Одной из популярных моделей стал Hawker Siddeley HS-141.
Огромные средства приходилось вкладывать в испытания воздушных судов. Многие падали уже при первом тестовом полете. После этого конструкцию анализировали и изменяли до неузнаваемости.
Производители долго не сдавались, поскольку новое воздушное судно обещало быть грозным и непобедимым. Его проектировали такие известные авиастроители, как Dassault, Messerschmidt, Rolls-Royce, Lockheed и др. При этом у каждой страны было свое видение проекта, и никто не шел на уступки, чтобы в итоге появилась хотя бы одна общепризнанная модель.
Относительно успешным стал проект джета British Aerospace Sea Harrier. Его первый рейс состоялся в 1978 году, и он верой и правдой дослужил до 2016 года. В общей сложности было создано 110 единиц.
В СССР «вертикальным» стал Як-36, его построили в 1967 году для решения исследовательских задач. В военных целях его не использовали и создали всего четыре летательных аппарата. А вот Як-38 сильно превзошел своего «прародителя», он просуществовал 27 лет, и планировалось усовершенствовать модель, но в 2004 году от этой идеи решили отказаться из-за финансовых трудностей и низкой перспективности самолетов.
Сегодня самолеты вертикального взлета не актуальны, но это не значит, что они исчезли совсем. Так, продолжает выпускаться истребитель F-35 Lightning II, и это самая совершенная модель из существующих. Однако создается их немного, поскольку на первое место ставится многофункциональность воздушных судов, которой они не обладают.
Пока никто не отказывался от создания и усовершенствования самолетов вертикального взлета окончательно. Их производство притормозили, но не более того. Ни у кого не вызывает сомнений, что в целом они эффективны и оправдывают свое существование. Но массово их никто не выпускает – это слишком дорого. Возможно, придет их время, или же впоследствии они, наоборот, окончательно исчезнут…