Вертолеты Black Hawk американской армии обладают меньшими возможностями для выполнения некоторых операций военно-воздушными силами Афганистана, чем российские вертолеты, которые ими заменяются. Такой вывод сделал генеральный инспектор Пентагона.
Некоторые эксперты считают это ошибкой законодателей, которые шесть лет назад начали настаивать на прекращении закупок Ми-17 министерством обороны США для нужд ВВС Афганистана.
Переход на Black Hawk, произведенных компанией Sikorsky Aircraft (принадлежит концерну Lockheed Martin Corp. ) «выявил несколько проблем, которые требуют еще полного решения», – написал генеральный инспектор Пентагона Глинн Файн в своем квартальном отчете по расходованию средств США в Афганистане. Выход отчета примерно совпал с первым применением Black Hawk недавно новыми военно-воздушными силами Афганистана.
«Black Hawk не располагают грузоподъемностью российского вертолета», – написал Файн. Они также «не в состоянии принять некоторые крупные грузы, которые может перевозить Mи-17, иногда требуется два Black Hawk для перевозски груза, с которым справляется один Ми-17», – сказал Файн. В отличие от Ми-17, Black Hawk не могут использоваться на больших высотах, а значит и в некоторых отдаленных регионах Афганистана, где действуют Ми-17», – говорится в отчете. «Когда Ми-17 будут сняты с эксплуатации, чтобы уступить свое место Black Hawk, вызовы обретут особую остроту».
Вертолетная сага началась в 2012 году, когда законодатели начали давить на Пентагон, чтобы он заменил Ми-17, после того, как стало известно об их использовании режимом Башара Асада против мирного населения. Департамент обороны в 2013 году принял требования законодателей. Однако на тот момент уже было закуплено 86 российских вертолетов.
В 2017 году, после усиленного лоббирования сенаторами от штата Коннектикут, где производятся Black Hawk, Конгресс выделил 814 миллионов долларов, чтобы поставить 159 вертолетов этой модели вместо Ми-17, постепенно снимаемых с вооружения в Афганистане, который сейчас располагает всего 47 машинами этой модели, а к декабрю 2022 года останется всего 12.
Инспектор Файн написал, что афганские ВВС выполняют 80 процентов всех работ по техническому обслуживанию Ми-17, а в ближайшей перспективе их участие заметно снизится, поскольку обслуживание Black Hawk более сложное и требует высокой квалификации. По мнению генерального инспектора, «Ми-17 наиболее подходит к имеющемуся уровню технического образования большей части населения современного Афганистана».
Однако, по мнению некоторых экспертов, генеральный инспектор не учел несколько других важных факторов. Среди них стоит отметить скорость, безопасность, дальность полета и надежность. По всем этим параметрам американский вертолет во многом превосходит российский. Так, скорость горизонтального полета Black Hawk выше на 107 км час (357 против 250), дальность полета со стандартными баками – в полтора раза больше, что существенно в условиях Афганистана, где не всегда есть возможность дозаправиться.
У Black Hawk меньше диаметр несущего ротора и расположен он почти на 1 метр выше, что повышает безопасность для военнослужащих при посадке и высадке, а также при маневрировании в стесненных городской застройкой условиях.
Его хвостовая балка также имеет более мощную конструкцию и оснащена стабилизатором, который к тому же защищает хвостовой ротор от случайных соприкосновений.
Большой проблемой для Ми-17 является их низкая надежность. В последнее время участились случаи аварий из-за технических неполадок. Чаще всего – отказ двигателя или трансмиссии. В большинстве случаев были смертельные жертвы. Это обстоятельство является вероятной причиной, по которой некоторые восточно-европейский страны, имеющие печальный опыт эксплуатации Ми-8 (на базе которого был создан Ми-17) и получившие Ми-17 от Россию в уплату советского долга, отказались от их эксплуатации. Например, Хорватия и Чехия подарили свои вертолеты Афганистану.
Андрей Бочкарев