Со стороны профессия стюардессы кажется простой и приятной. Встречать и провожать пассажиров, улыбаться, быть вежливой, а еще разносить еду и наушники, – вроде бы ничего сложного. Но на самом деле работа бортпроводницы не столь романтична, и узнав подробнее обо всех ее трудностях, многие девушки отказываются от идеи идти в авиацию.
Обучение
Все начинается с курсов, на которые можно прийти после окончания школы, хотя многие отправляются туда после техникумов и вузов. Авиакомпании приветствуют претенденток, которые имеют медицинское или лингвистическое образование.
Сама девушка должна обладать отличным здоровьем. Внешние данные играют важную роль, при этом каждая авиакомпания предъявляет свои требования. Как правило, это рост от 165 – 175, возраст до 29 лет, отсутствие на лице родинок и родимых пятен, а на теле – татуировок. Кроме того необходимо умение плавать и знание английского языка.
Если присутствуют необходимые данные и навыки, девушку пригласят на собеседование. Это сложное испытание, поскольку комиссия из нескольких человека проверяет претенденток на стрессоустойчивость, нарочно провоцирует их на эмоциональное поведение, создавая конфликтные ситуации, задавая нескромные вопросы, а иногда и оскорбляя.
Таким образом, чтобы просто попасть на обучение, необходимо пройти довольно жесткий отбор. Если девушка выдержит испытание, то ее ждут курсы от 2 до 6 месяцев. Авиакомпании дают возможность совместить теорию и практику.
За непродолжительный срок обучения предстоит усвоить и огромное количество информации, и устройство самолета, и его техническое оснащение. Бортпроводник должен знать все о спасательном оборудовании и безопасном перелете, в каком случае и как пользоваться масками, баллонами, жилетами; обязан понимать функцию каждой кнопки. Необходимо научиться открывать тяжелые двери аварийного выхода, прыгать с трапа, тушить пожар, оказывать медицинскую помощь и спасать тонущих людей.
После обучения будущая стюардесса сдает экзамен и получает диплом. Далее ей предстоит осуществить полеты с инструктором, который будет оценивать ее работу. Если практика пройдена достойно, то можно приступать к самостоятельным рейсам, в противном случае придется повторить курс подготовки.
Обязанности бортпроводника
Главная обязанность бортпроводников – доставить пассажиров от аэропорта до аэропорта здоровыми, невредимыми и, по возможности, счастливыми. Таким образом в первую очередь они отвечают за безопасность, и лишь потом – за сервис.
Задача стюардесс – передать пассажирам спокойствие и ощущение полной безопасности перелета. Поэтому девушка не должна быть напряженной или грустной. Позитив и безмятежность – снаружи, но собранность и предельное внимание внутри, – вот состояние, которое нужно сохранить, пока длится рейс.
Все пассажиры – разные, и у каждого свои требования. Необходимо, чтобы во время полета было комфортно всем, и это задача стюардессы. Она должна быть готова к любой ситуации, в том числе, если кто-то скажет ей, что везет бомбу. Важна быстрота реакции, умение оперативно принимать решения, помнить инструкции, как вести себя в том или ином случае.
Во время рейса у бортпроводников нет времени для отдыха. Они осматривают салон, проверяя, нет ли там подозрительных предметов, принимают кухонное оборудование, раскладывают питание, комплектуют карманы кресел, оформляют документы. Делать все необходимо быстро и собранно, поскольку на каждую задачу отводится ограниченный отрезок времени.
Отдельно готовят стюардесс частной авиации. VIP-клиенты требуют особого подхода, поэтому девушка должна быть готова снять с путешественника обувь, сервировать для него стол, как в ресторане, знать, какой температуры должно быть вино и блюда, и выполнять все желания гостя. Заказав персональный самолет через AVIAV TM (Cofrance SARL), вы не будете разочарованы: здесь работают самые красивые и профессиональные бортпроводницы.
Разочарование
Начиная работать стюардессой, девушки часто разочаровываются в этой профессии. На практике оказывается, что это тяжелый труд, в котором нет романтики. Они летают в Лондон, Париж, Рим, Стокгольм, и видят только аэропорты, причем, часто – через окно иллюминатора. Едва совершив рейс, самолет отправляется обратно, за день девушка может совершить несколько перелетов. Под вечер она устает и ее единственное желание – поскорее лечь спать.
Многие авиакомпании требуют, чтобы стюардесса носила туфли на каблуках. Провести целый день на ногах трудно даже в кедах. В полете часто случаются отеки, поэтому нередко приходится запасаться обувью на размер больше.
Помимо дневных рейсов, бывают и ночные. А это недосыпание, сбой биологических ритмов, стресс для организма. Нередко работать приходится в выходные и в праздники. Вместо того чтобы провести время с семьей или друзьями, приходится отправляться в очередной полет. Выстроить личную жизнь трудно, а ее отсутствие не компенсирует даже высокая зарплата и длительный отпуск.
К началу каждого рейса стюардесса должна выглядеть идеально. Выглаженная чистая форма, аккуратный макияж, элегантная обувь, искренняя улыбка. И никого не волнует, если ночью в отеле мешали спасть соседи или пассажиры накануне облили юбку томатным соком.
Перед рейсом бортпроводники получают информацию о погоде, самолете, а кроме того, состав экипажа постоянно обновляется, поэтому работать приходится с разными людьми. Это сложно: нередко возникают конфликты между самими девушками, которые едва знакомы. Спасает то, что в полете нет времени выяснять отношения, и нужно постоянно улыбаться.
Перед полетом бортпроводники проходят быстрый опрос, если они не владеют какой-то информацией или плохо себя чувствуют, то не допускаются на рейс, а это потеря денег и времени. Пить алкоголь нельзя за сутки до начала полета.
Многие девушки думают, что в небе они встретят богатого мужчину, который влюбится в них и сделает предложение прямо под облаками. Но на практике оказывается, что нет времени даже разглядеть пассажиров, а личные разговоры и знакомства авиакомпании вообще запрещают заводить. Стюардесса все время работает и на кокетство не остается свободной минуты.
Заболевания
У стюардесс существуют профессиональные заболевания, и многие из них являются опасными. В частности под солнечным излучением они рискуют получить меланому, один из самых коварных видов рака, который практически не лечится.
Постоянный недосып, нахождение внутри замкнутого пространства, конфликтные ситуации, стресс и напряжение приводят к психическим расстройствам, алкоголизму, а иногда даже к суицидам. В это сложно поверить, глядя на лучезарные улыбки стюардесс, но риск подобных заболеваний у них выше, нежели у большинства представителей «земных» профессий.
Сильный шум моторов, который ежедневно по несколько раз слушают бортпроводники при взлете и посадке, ведет к снижению, а иногда и к потере слуха. Многочасовое стояние на ногах вызывает отеки и проблемы с опорно-двигательным аппаратом, а также головным болям и сужению сосудов. Стюардессы часто страдают бессонницей, поскольку биоритмы у них нарушены.
У девушек часто бывают нарушения менструального цикла, в результате чего им сложнее зачать ребенка. Перепады давления приводят к замершей беременности или дефектам развития плода. Поэтому шансы стать счастливой мамой у стюардесс уменьшаются.
Несбалансированное самолетное питание вызывает проблемы с желудком и пищеварительной системой. Стюардессы часто страдают гастритом, язвой, кишечными расстройствами.
Риск заразиться обычным инфекционным заболеванием в самолете значительно выше, чем на Земле. Постоянно находиться в закрытом пространстве, где вирусы и бактерии мгновенно размножаются, контактировать с сотнями людей ежедневно, не иметь возможности проветрить салон, – все это неминуемо ведет к ОРВИ и иным недугам, которые передаются воздушно-капельным путем.
Не стоит представлять профессию стюардессы в розовом свете. Это работа, которая требует особого призвания, безграничного терпения к людям, отменного здоровья, железной выдержки и беспредельной любви к авиации.