Пришел ли “конец красивой норвежской сказки”?

Норвежский низкобюджетный перевозчик Norwegian всегда противопоставлял себя Ryanair, делая акцент на более высоком качестве услуг. Сейчас он лихорадочно ищет инвестора, а сами норвежцы говорят о «конце красивой норвежской сказки».
Президент Ryanair, Майкл О’Лири, дал своему сопернику срок в  шесть месяцев, в течении которых тот сможет еще продержаться на рынке. Но ирландцы не спешат им завладеть, поскольку их интересуют только небольшие европейские перевозчики. Те, у кого 20-50 самолетов.

В 2013 году Бьорн Кьос, президент Norwegian, был частым гостем на ул. Кручча, в здании Министерства финансов, которому подлежал LOT. Однако речь шла не о покупке польского перевозчика, а о только той части, которая использовала   Dreamliners. Неважно, что они не летали из-за проблем с аккумуляторными батареями. Кьос остро нуждался в больших «Боингах», т.к. хотел как можно быстрее развивать дальние рейсы, чего у бюджетных перевозчиков до сих пор не было в их предложении. У LOT было заказано 8 таких машин, и она находилась одной из первых в очереди на получение, а очередь была длинной. Заказанные Dreamliners были тогда самым большим лакомым кусочком польского перевозчика, который в то время сокращал бизнес, потому что он был вынужден использовать государственную помощь. Отказ от дальних рейсов из сети сообщений LOT означал ее конец, или ее поглощение по очень низкой цене.

Вот почему Norwegian тогда столкнулся с отказом и в итоге получил доступ к Boeing 787 другим способом. А сама польская авиалиния, используя различные методы регистрации экипажей и самолетов, стремительно развивала сеть сообщений. По мнению аналитиков, слишком много и слишком быстро. И она позаимствовала это слишком смело. Справедливости надо сказать, что Кьос хотел не только создать хорошую авиакомпанию, но и изменить рынок, предлагая достойное качество по умеренным ценам и на дальних рейсах.

Недавно International Airlines Group (IAG), в которую входят British Airways и Iberia, объявила, что она не заинтересована в приобретении Norwegian, вероятность чего казалась очень большой. Более того: она заявила о намерении продать небольшой пакет акций (4,61 проц), который был приобретен в апреле 2018 года.

Norwegian, который не является типичной недорогой, а скорее гибридной авиалинией с довольно высоким уровнем обслуживания, не стал фаворитом инвесторов. Рыночная капитализация перевозчика составляет всего 750 миллионов долларов США, а стоимость акций находится на самом низком уровне за последние 6 лет. Решение IAG избавиться от пакета акций также означает, что любое привлечение капитала на рынке будет очень дорогим.

Так если я не IAG, то кто? Lufthansa уже объявила, что серьезно заинтересована в поглощении итальянской Alitalia, хотя в мае 2018 года у немцев было большое желание приобрести Norwegian, который идеально подходил для слияния с Eurowings. Некоторые эксперты полагают, что приобретение Norwegian это может быть хорошим вариантом для Air France/KLM.
Сам Norwegian пытается удержаться, сокращая расходы, избавляясь от самолетов, закрывая базы и сокращая сеть. Бьорн Кьос также рассчитывает на компенсацию убытков со стороны Rolls Royce за неисправные двигатели, из-за которых часть Dreamliners выпала из эксплуатации. Это проблема для всех перевозчиков, которые решили включить в парк самые экономичные машины на рынке. Однако сами норвежцы на самом деле не верят, что этого достаточно, чтобы спасти линию, бросившую вызов SAS. В 2018 году авиакомпания перевезла более 38 миллионов пассажиров. В этом году планируется добавить еще два порта в свою американскую сеть – Майами и Сан-Франциско. В Европе – 150 аэропортов. А Бьорн Кьос гарантирует, что компания выживет, потому что именно сейчас пришло время зарабатывать на уже запущенных сообщениях.

Андрей Бочкарев