Забастовка пилотов British Airways (BA) на прошлой неделе — не просто очередной удар по перевозчику, а проблема для тысяч пассажиров. Это также явная ловушка, указывающая на то, что ситуация, когда одна группа авиакомпаний имеет эффективную монополию на многие маршруты в самом загруженном аэропорту Европы, является нездоровой.
Требуется больше конкуренции
К счастью, расширение в Хитроу дает правительству возможность поддержать второго флагманского перевозчика, повысить устойчивость аэропорта к проблемам BA и выбору потребителей, а также создать конкурентную среду, которой так не хватало. В настоящее время BA и ее партнеры контролируют более половины общей пропускной способности аэропорта. Эта система имеет ряд преимуществ. BA и ее пассажиры получают выгоду от эффекта масштаба, который позволяет ему выступать в роли «основного перевозчика», соединяя региональные маршруты по всей Великобритании с глобальными направлениями.
Однако текущая ситуация также ограничивает конкуренцию. У второй крупнейшей авиакомпании, базирующейся в Хитроу, имеется всего восемь процентов слотов, по сравнению с 55 процентами, контролируемыми IAG, управляющей компанией BA.
В чем проблема?
Во-первых, нынешняя ситуация ограничивает выбор. По оценкам, 18,5 миллиона пассажиров на 77 маршрутах не имели выбора относительно того, какой авиакомпанией лететь в прошлом году. Если вы хотите лететь прямо на популярные короткие и длинные маршруты из Хитроу, такие как Глазго или Сан-Диего, вы можете летать только с British Airways. Во-вторых, отсутствие конкуренции может привести к повышению цен. Предполагается, что пассажиры платят за билеты из Хитроу на 10 проц больше, чем вылетающие из других аэропортов.
Расширение Хитроу может изменить правила игры, но в соответствии с текущими правилами о том, как распределить новые мощности, очень маловероятно, что эта ситуация существенно изменится. Тем не менее, есть простой способ исправить эту ситуацию. BA просто нужен конкурентоспособный, второй флагманский перевозчик, чтобы предоставить пассажирам больше выбора, более низкие цены и лучшее качество. Наличие двух флагманских перевозчиков не было бы необычным явлением. Другие крупные города, в том числе Чикаго, Токио и Мадрид, имеют меньшие авиационные рынки, но уже поддерживают двух таких конкурентов.
Чтобы достичь этого, правительству необходимо будет принять решительные меры, решив, как распределить новые мощности, созданные расширением Хитроу. Применение действующих правил служит только для усиления раздробленной конкуренции, которая существует в самом загруженном аэропорту Великобритании.
Андрей Бочкарев