Последний иностранный перевозчик хочет избавиться от российского самолета средней дальности SSJ-100. Российский Аэрофлот останется их единственным владельцем.
Мексиканская авиакомпания Interjet намерена продать 21 из своих 22 российских самолетов Sukhoi Superjet-100. Перевозчик объясняет свое решение сложным финансовым положением, в которое он попал во много «благодаря» российским самолетам. Двадцать второй самолет мексиканцев давно стал донором для запчастей, которые производитель не мог поставить вовремя.

SSJ-100 был впервые представлен публике в 2007 году. Машина была совместным проектом GSS (Civil Aircraft Suchowo) и итальянской компании Alenia Aeronautica (бывшая Leonardo Aircraft) в сотрудничестве с французской Snecma, американским Boeing и другими иностранными компаниями.
В начале 80 процентов комплектующих машины должны были быть иностранного производства. По мере продвижения работы эта доля падала. С 2019 года производитель работает над моделью SSJ-100R, где российские запчасти должны составлять до 50-60 процентов. В настоящее время одну пятую составляют американские запчасти.
Серийное производство SSJ-100 началось в 2011 году. Портфель заказов вначале насчитывал 179 машин, что было связано с более низкой ценой, чем у конкурентов. В 2014 году россияне представили VIP версию – Sukhoi Businessjet. Российский самолет был наполовину дешевле, поскольку производство в значительной степени поддерживается государством.
Стоимость Sukhoi Businessjet составляет около 40 миллионов долларов США или примерно половину той цены, которую предлагают конкуренты предлагает VIP-персонам. Цены на Airbus/ ACJ и Boeing/BBJ составляют 70-90 миллионов долларов США Однако российский самолет пролетает максимальное расстояние 4600 км, а конкурирующие модели — до 8000 км. Что сводит на нет преимущества в цене, т.к. в данной категории деловых самолетов именно дальность полета зачастую является решающим фактором.
В 2015 году россияне подписали контракт с ирландским CityJet, но брюссельская авиакомпания, для которой летает CityJet, не согласилась завершить его. В 2018 году Сухой подписал контракт на 15 самолетов SSJ-100 для авиакомпании Adria, но этот контракт был также отменен заказчиком.
В начале мая этого года произошла крупнейшая катастрофа SSJ-100. Самолет, летевший в Мурманск, вернулся в аэропорт, но не смог благополучно приземлиться. Машина ударилась о взлетно-посадочную полосу и вспыхнул пожар, 41 человек сгорел заживо, а 37 с тяжелыми ожогами отправились в больницы. Комиссия по расследованию авиационных происшествий заявила, что непосредственной причиной была ошибка пилота, но эксперты указали на конструктивные недостатки SSJ-100.
После аварии Аэрофлот отменил около 50 рейсов на Sukhoi Superjet-100. Он возобновил их полеты через неделю. Спустя две недели рейс Аэрофлота из Ульяновска в Москву был прерван из-за выхода из строя гидравлических систем Sukhoi Superjet-100. Пилот прервал взлет и вернулся в аэропорт. Впервые в истории все пассажиры рейса отказались продолжать путешествие на SSJ-100. Аэрофлоту пришлось заменить его на Airbus 320 специально отправленный из Москвы.
В мае, после катастрофы в Москве, российская частная авиалиния RusLine сняла с рейсов SSJ-100, объяснив это «риском для репутации». В этой ситуации единственным перевозчиком по-прежнему летающих SSJ-100 является Аэрофлот. У него 50 таких машин.
Андрей Бочкарев
