Почему в самолетах до сих пор есть пепельницы?

Авиарейсы становятся приятнее, когда пассажиры знают, что самолет, на котором они путешествуют, полностью отвечает современным требованиям безопасности. Курение в авиалайнерах начали запрещать в конце 1980-х годов, но все же, в некоторых самолетах еще есть пепельницы — означает ли это, что такие авиалайнеры старые и поэтому небезопасны?

Самолеты, курение в которых окончательно запретили в 2000 году, буквально пестрят соответствующими знаками и предупреждениями на случай, если кто-нибудь об этом забудет. Но вот, что представляется совершенной загадкой для многих пассажиров — и даже может быть воспринято как тревожный сигнал — почему же в уборных все еще довольно часто можно встретить пепельницы, если курение на борту не допускается. Многие думают, что наличие пепельницы указывает на то, что самолет ужасно стар, и она стоит с тех пор, когда курение было приемлемым и в середине полета. К счастью, это совсем не так. Оказывается, наличие пепельницы в ванных комнатах — это юридическое требование к авиакомпаниям. Правило действует для того, чтобы уменьшить вероятность возникновения пожара.

Удивительно, но несмотря на запрет курения в самолетах, действующий, например, в США, уже 19 лет, некоторые люди все еще пытаются закурить, находясь на борту. Имея дело с такими пассажирами, авиакомпании должны убедиться, что безопасность имеет первостепенное значение. По крайней мере, если ванная оборудована пепельницей, то курильщику хотя бы есть где погасить сигарету. Если же она отсутствует, то всегда наличествует шанс, что такой пассажир может бросить окурок в корзину для мусора и случайно вызвать возгорание — а это риск, который авиакомпании не готовы принять на себя.

В общем то, авиаперевозчики попросту не доверяют пассажирам-курильщикам, – как рассказывает одна из стюардесс гонконгской авиакомпании Cathay Pacific: «Мы, безусловно, не позволяем курить на борту самолета, но некоторые люди все еще продолжают это делать». Она поясняет, что застает курящих пассажиров не реже, чем раз в шесть месяцев. «Так что, если вы курите, должно быть безопасное место, где будет возможность потушить сигарету», — делает вывод сотрудница авиакомпании.

Пепельницы в самолетах в качестве «минимально требуемого оборудования» входят в перечень Федерального авиационного управления США (FAA). Если на борту самолёта их нет – авиакомпания может быть оштрафована. Например, в 2009 году рейс British Airways был остановлен после того, как обнаружилось, что на борту нет пепельниц. Не успел самолёт и от земли оторваться… Более того, согласно требованиям FAA, если сломанная пепельница является единственной в самолете, она обязательно должна быть заменена, в течение трех дней. Если же на борту авиалайнера имеется несколько пепельниц, то этот срок может быть продлён до десяти календарных дней.

У властей есть веские основания для введения подобных правил. В 1973 году самолет, совершающий перелёт из Рио-де-Жанейро в Париж, вынужден был произвести аварийную посадку, в результате чего погибли 123 пассажира. Согласно сообщениям, кабина пилота заполнилась дымом, и, хотя это и не подтверждено официально, подозревают что причиной случившегося стала сигарета.

Когда курение ещё было разрешено в самолетах, это создавало серьезные неудобства для некурящих, часто негативно влияя на их самочувствие. Кроме того, в салонах старых авиалайнеров давление не регулировалась, как это делается сегодня, и чувство тошноты на борту было обычным делом. Самолеты в те дни были гораздо более восприимчивы к погоде, что усугубляло последствия турбулентности, и курение в таких условиях становилось значительной проблемой как для некурящих пассажиров, так и для безопасности самолета в целом.