Озеро Тоба – самый популярный курорт Суматры. Разве не странно? Ведь Суматра – это остров. А все стремятся не на пляж с соленой морской волной, а на озеро. Главное место дислокации отелей – остров Самосир посреди озера, вернее даже – полуостров Тук–Тук на означенном острове.
Когда–то, говорят, людей на Тобе было много. Приезжих людей. Туристов. Потом было цунами, туристической индустрии на Суматре сильно поплохело, туристы пропали. Сейчас все опять налаживается. Тобу любят европейцы – на Самосире приличное количество комплексов с хозяевами–европейцами. И это здорово, потому что в еде они понимают куда больше, чем индонезийцы. И уж тем более бедные суматранцы.
Почему люди едут на озеро Тоба?
Здесь красиво и тихо, вода вполне чиста, трафик вполне отсутствует, в общем – релакс. Здесь зависают на месяцы. В национальных бунгало в батакском стиле или у бассейна с французской булкой в руке.
Особый шарм Тобы заключается в том, что озеро находится в кратере потухшего вулкана. И,соответственно,над ним возвышаются ровные и поросшие зеленью края кальдеры. Красота.
Еще здесь много национальных батакских деревень. И, что куда прикольнее, чем жилища людей, – мавзолеи мертвых людей. Батаки совершенно явно считают, что не так уж важно, как живется сейчас. Важно – как живется после смерти. И они строят мраморные изваяния, многоэтажные витиеватые сооружения, украшают, оформляют и всячески почитают. Смотрится очень странно и непривычно. Особенно рядом с простенькими домишками. Но тем более аутентично.
Если вам нужны сувениры с Суматры – вам на Тобу, это ж главный курорт региона. Из дерева вырезают, на кости вырезают, кофе продают, магнитов только днем с огнем не сыщешь.
На Самосире даже банкомат появился (в Амбарите), и мы лично снимали в нем два раза деньги, ибо не обошлось без вырезанного на ребре буффало батакского календаря, деревянных черепашек для бабушек и еще десятка невероятно нужных и важных вещей. Не говоря уже об арбузах на рынке, аренде байка на пару–тройку дней и бесконечного питания в нашем ресторане.
Собственно – это все: отели и кафе на Тук–Туке и в ближайших окрестностях, дорога вокруг озера – проезжается спокойно за день на байке, тут по ней и все основные красоты в смысле домов и захоронений. И все. Наслаждайтесь и балдейте.
Мы, конечно, проехали по дороге, закупились сувенирами, дети намокли в Тобе, мы освоили бассейн какого–то немецкого резорта. Но все это резко померкло перед поездкой через остров наискосок. Сейчас расскажу.
На Тобу мы приехали с Катей вместе после необитаемого острова. Провели один совместный день, покатавшись по ближайшим окрестностям (пара музеев – музей Хута в Симаниндо, гробница и музей Омпу Сорибунту Сидабату, каменные троны Амбариты, а также поля, батакские дома и батакские мавзолеи). И Катя уехала восходить на Сибаяк и улетать на Пхукет.
Один из пары “музеев” на Самосире. На самом деле, все деревни Самосира – один музей под открытым небом. А те, что огорожены – просто вылизаны и менее аутентичны на мой взгляд
Музейный экспонат – жуткий раритет, небось
А мы с детьми решили проехаться по всему острову (они ж с утра до вечера орут, что им срочно нужно кататься на мотоцикле). Но не просто по дороге вокруг – не интересно же. А по дороге «насквозь». Судя по Гуглу, она была. Судя по примерным картам – тоже. Если весь остров объезжается примерно за 6 часов, то уж сократив маршрут почти в половину (южную–то часть острова я не объезжаю, а пересекаю остров посередине) как–нибудь за день с парой детишек обернемся.
В общем, товарищи… Дороги на Самосире не хороши. Но дорога через остров – и вовсе незабываема. Асфальт кончился почти сразу. То есть, я свернула на нужную дорогу, и он кончился. Потом часа полтора я думала, что вот сейчас–то мы и выедем опять к озеру. С другой стороны. В этот момент оказалось, что бензин как бы кончается.
И вот, мы тащимся по совершенно невыносимым камням (северный Таиланд, ты был сказкой), скачем и подпрыгиваем, бензин близится к нулю, небо затягивается тучами. Естественно, ни одной живой души вокруг нет, и никогда не было. Впрочем, след от байка все же есть, – когда–то здесь кто–то зачем–то проезжал. Скакать по довольно крупным камням, которые не объедешь, потому что они в разнообразном узоре покрывают всю тропу, очень скучно. Потому что если ехать быстро,сильно бьешься брюхом об эти камни,а мы взяли байки у очень хороших людей,и повредить мне его совсем не хочется. Можно иногда пытаться объезжать их по самому краю тропы, по мелким камням. И вот камни заканчиваются.
Вы думаете, настало облегчение? Как бы ни так. Началась грязь. Лужи начались. Естественно, не понятно, на сколько глубокие. Грязи я не то,чтобы очень боюсь. Просто понимаю, что если мы в нее упадем, то станем очень мокрые и грязные. И детям это не должно понравиться. Еще понимаю, что если начнется дождь, то я, может быть, просто не смогу проехать (я же не знаю, сколько и каких луж мне предстоит преодолеть и сколько воды в них единовременно может залиться).
Итак, я еду по лужам, Алиса половину дороги идет пешком – я ее ссаживаю, и она пробирается своим ходом. Ведь если я упаду с Гришей, то испачкаюсь одна – мальчик в слинге. А вот Алиса плюхнется точно, удержать мне ее нечем: она сзади сидит, за меня держится.
В общем, дождь таки начался. Потом кончился. Потом опять начался. Лужи тоже то начинались, то кончались. Когда кончались лужи, начинались камни. Я несколько раз поменяла свое мнение насчет того,что лучше – камни или лужи,лужи или камни. А джунгли были по–прежнему бесконечны, и дорога шла совсем не в сторону воды, а куда–то вглубь острова. Мне уже начало казаться, что так теперь будет всегда. Стоп! Всегда так хорошо не будет, потому что бензиновая стрелка давно на нуле (да, на этом странном байке работал датчик топлива). После окончания бензина нам, очевидно, придется топать пешком. Сколько? Если мы уже часа 4 пробираемся через маленький островок? Да сколько угодно. Гугл все равно не может понять, где мы. Считает, что к Яве приближаемся со стороны Бали.
Как ни странно, в итоге мы наткнулись на деревню. Потом, правда, она устрашающе кончилась, и дорога опять попыталась стать ужасной. Но не надолго. Еще деревня и покупка бензина в какой–то продуктовой лавке. И покупка шоколадок детям там же. Молодцы, герои, выдержали стойко. Собственно, я всю дорогу ныла, что все плохо, так что детям оставалось только молчать и утешать меня.
Итого, на пересечение острова у нас ушло от 5 до 6 часов. Ну, и пару часов до дома еще неслись вокруг северной оконечности Самосира. Тут уж дети мне подвынесли мозг желанием пожрать, но я стремилась домой, к вкусному супу и прочему гастрономическому счастью. По дороге нам светили чипсы и зажаренная в усмерть курица, что не могло вселять восторга.
Насыщенная вышла поездочка. Не то, что я бы не советовала – красиво, забавно, природа, немножко адреналинчику до кучи. Но неплохо понимать, где 2 часа, а где 6. До выезда. Просто чтобы запастись едой, терпением и топливом.
Хорошо было на Тобе, но все же вернуться я не хочу. Это какое–то такое место… типа Пая, что ли? Для людей, правильно настроенных, медитативных и еще нормально относящихся к прохладной воде. Мне не нравится, что дети постоянно колготятся над водой, мне холодно в этой воде купаться и нечего делать на острове более 3 дней. А релаксировать я не умею, мне времени жалко. Я люблю много ходить, ездить и вообще.
Существенная информация:
Наши бунгало Tuk–Tuk Timbul . С удовольствием рекомендую. Бунгало разные, цены разные, хозяйка европейка, кормят хорошо, есть котята и щенки, детей не ругают, что они носятся с казенными зонтиками, сход в воду есть, национальные бунгало есть, вай–фай в ресторане есть (а после полуночи мне его разрешали забирать домой с условием вернуть к утру :) Пешком до самой туристической клоаки дойти можно (и мы ходили), но долго. И в этом плюс – нечего продалбывать бабло, если можно релаксировать в уединении и спокойствии.
Дети мучат казенные отельные зонтики
Ожидая завтрака, можно фотографировать местные “морские силы”
Паром на Самосир ходит из Парапата. Сюда можно добраться с пересадкой из Берестаги общественным транспортом или прямым киджангом, киджанги ходят и из Медана (около 8$ за место, около 45$ за целое такси), и из Букит Лаванга (около 15$ за место в киджанге). Билеты на автобус и киджанг можно купить в одном из многочисленных агентств на Тук–Туке, цены те же, что и в Парапате – не нужно срочно перед отплытием на Самосир покупать билет на автобус обратно с Тобы в Медан или куда уж вы там поедете).
Отплываем из Парапата
Паром ходит каждый час (и идет от получаса до часа), с 8:30 до 18:00, стоит около 1$ (10 000 рупий). Если опоздал на паром, в Парапате есть куча гостиниц на любой кошелек.
Приехать, ничего не забронировав, точно можно. Тут очень много жилья, от очень на вид понтового до совсем скромного. Комплексы в Тук–Туке огромные. И уже на лодке вам предложат пару вариантов.
Билеты на дальнейшие перемещения по Суматре (как на автобусе,так и на киджанге) можно купить прямо там,в Тук–Туке, не обязательно спешить сделать это в Парапате перед отплытием или откладывать до последнего – до дня выезда.