Вообще, хронологически мысля, тут должен быть рассказ про наш путь с Бохоля до Боракая. Он тут и будет, пусть я о нем не много помню. Но начнем совсем с другого.
Посмотрите на карту Филиппин (тут ниже, если я не забуду ее сохранить, или в гугле, если таки забуду). Это какая-то уха из мелких и крупных островков, островов, клякс посреди моря-океана и прочих мало заметных точек на карте. Индонезия отдыхает, на Филиппинах еще хуже с сушей.
Между всеми этими клочками желательно перемещаться, ибо интересное отнюдь не сосредоточено в одной точке. Вот совсем не сосредоточено. Скорее наоборот.
Вполне очевидно, что самолеты между филиппинскими островами летают. Более того, это довольно просто проверить, зайдя на сайт Себу Пасифик или Филиппин Эйрлайнз, например. Или зайдя в статью о любом из аэропортов, раздел «эрлайнз энд дестинейшнз». Тут все просто. И зачастую (особенно если заранее подписаться на спецпредложения авиакомпаний на их сайтах, спланировать трип заранее и выискивать правильные тарифы) летать можно дешево и комфортно. Например, из Себу в Пуэрто Принцесу за 15 баксов. Или из Кларка в Гонконг за 30 или 50, точно не помню.
Однако некоторые путешественники (не буду показывать на нас с Катей пальцем) со сроками поездки определились за две недели до вылета. В этот момент обычно остаются только мерзкие тарифы, вообще не вызывающие желания подниматься в небо.
Автобусы. Это Азия, а значит, автобусы ходят во все стороны и постоянно. Но только по земле. Можно даже не пытаться что-то дополнительно узнавать. Очевидно, что ходят. Во все стороны.
Паромы. С паромами хуже всего. То есть с ними все вполне удовлетворительно, но об этом не всегда удается узнать заранее. В интернете найти удается далеко не все, не сразу, и не всегда понятно, насколько правильная и актуальная информация вами найдена. По качеству — нормальные азиатские паромы. Зато с детьми часто совершенно бесплатно пускают во всякий люкс и бизнес :)
Первая наша цель – Палаван. Что-то плавало из Манилы когда-то. Оно, может, и плавает еще, что-то тонуло, судя по отчетам тонувших. Все, что ходит, — страшное и медленное. Ну, и отчеты тонувших, да. В общем, с Палаваном мы разделались дешевыми авиабилетами. Нигде в интернете я не нашла мысли вроде «классно сплавали на Палаван» или «люди,плывите — не пожалеете» или даже «плавали — ничего страшного».
А вот с Бохоля до Боракая бюджетных авиабилетов нами не обнаружилось. И с Боракая до Манилы тоже.
Боракай – место самое популярное во всем филиппинском супе из остовов. Так что тут интернет почти с уверенностью заявлял, что паром между ним и Манилой есть. Вернее, он точно говорил, что есть паром из Манилы на Боракай, и не очень жаждал поведать о транспорте в обратном направлении. Но выводы сделать не сложно, правда ведь? Мы решили, что паром будет.
Паром и правда был. Разве что оказалось, что ввиду праздника билетов на него давно нет. А паром-то есть. Не смертельно дорогой паром, кстати. Около 25$, кажется. Впрочем, он-то как раз нагугливается легко. И отзывы о нем были, и не тонул на нем никто.
Меньше всего мы изначально задумывались о перемещении между Бохолем и Боракаем. Остров Бохоль, остров Себу, остров Негрос, остров Панай, остров Боракай. Всего-то 4 раза переплыть с острова на остров. Они так близко находятся, что совершенно не вызывает сомнений факт наличия между ними паромов. Про автобусы я уже говорила — это Азия.
Паромы и правда оказались. Причем вполне приличные. Ходят они, правда, не как автобусы, а все же реже. И не круглосуточно. В итоге дорога с Бохоля на Боракай заняла у меня более суток, включая ночевку в одном из городов по дороге.
На дальние расстояния плавать на Филиппинах не слишком удобно, лучше отловить выгодный тариф и улететь. Исключение — перемещение между Манилой и Боракаем. Тут паром точно есть, точно не дорогой и не смертельно долгий (вроде полдня он идет). К тому же при отсутствии данного парома его можно (как показал опыт и изначально подсказывала карта) заменить на перемещение «вода-земля-вода-земля». В отличие от того же Палавана.
На ближние расстояния паромы ходят, однако быть уверенным, что идут они каждый час, нельзя. С Боракая до Манилы мы добирались долго, ожидая в кадом пункте следующий транспорт. Вместе со всеми продолбавшими билеты на довольно популярный у туристов прямой долгоиграющий паром.
Ну, а теперь к нашей эпопее. Катя посмотрела на карту, почесала в затылке и купила билет на самолет Себу – Калибо. Я же, повторюсь, на Боракай совсем не торопилась.
Вот из правого нижнего в левый верхний угол нам с Алисой и Григорием и нужно было добраться.
Так что с утра мы все вместе (времени было что-то около 6:00) погрузили детские тела в такси и далее на паром Тагбиларан-Себу (острова Бохоль — Себу), в Себу сели с Катей в два разных такси и разъехались в разные стороны.
Автобус Себу-Толедо поперек острова Себу я не помню, он был не долог.
Паром Толедо-Сан-Карлос (острова Себу — Негрос) шел долго, я попросила найти мне зарядку для ноута, в результате нас с детьми пересадили в свободный бизнес-класс. Они ели и смотрели мультики. Я беседовала с дядечкой из Сан-Карлоса, который предлагал переночевать в его семье, рассказывал всякое интересное о Филиппинах, — в общем, хорошо провели время.
Автобус Сан-Карлос- Баколод (поперек острова Негрос) – мой отдельный позор. Дяденька на пароме объяснил мне, что есть прямой автобус, который идет час через горы. А есть идущий часов пять вокруг острова (в путеводителе, кстати, был указан только последний). Конечно, мне хотелось ехать час, а не пять. Но с парома мы вышли последними, так как вытащить двух детей, кучку рюкзаков и коляску я быстро не могу. В итоге на моих глазах отошли два полных автобуса в Баколод. А один полупустой остался. Он сказал, что он тоже в Баколод. А я так расстроилась, что более красивые автобусы уехали, что погрузилась в этот. И почти сразу поняла, что идет он вокруг острова. Конечно, надо было сначала разобраться. Конечно, надо было ехать на вокзал и там ждать прямого автобуса. Пусть и до завтра. Лучше бы переночевали и доехали за час на следующий день. И вообще, дяденьку моего с парома отпускать не надо было, пусть бы помог мне с автобусом. Но вот так уж я лоханулась. И этот переезд нас вымотал. После всех предыдущих он был долог, тяжел и зануден. Хотелось есть, сел ноутбук, дети устали. При этом вели они себя вполне не плохо, по сути – просто спали большую часть дороги. Но мне все равно было их жалко.
В автобусе поняла, что Баколод – крайняя точка на сегодня. Даже если паром дальше поплывет еще вечером, я хочу не его, а гостиницу. Тут же на агоде нашла прекрасный отель недалеко от порта ( обожаю мобильный интернет!). На автовокзале села в общественную маршрутку, по гуглу отследила, где выйти из маршрутки, тут же за углом нашла выбранный гест. Дешевый и чистый – прекрасно!
Вечер (правда, было уже темно, так что скорее ночь) провели в Баколоде – погуляли и поели. Я заказала коктейль, мне принесли его в кувшине. Пол-литра, наверное. Не осилила. Баколод – очень дружелюбный и бюджетный город по сравнению со всеми местами, где мы были на Филиппинах.
С утра пришли в порт. Паромы ходят примерно каждые пару часов, мы пришли почти вовремя, уплыли до Ило-Ило (острова Негрос-Панай).
В Ило-Ило нужно сесть в транспорт до Катиклана (это порт, откуда идет крайняя лодка на Боракай). Тут я сделала вторую ошибку. Прямо в порту мне предлагали сесть в маршрутку. Типа шаред такси: покупаешь место в машине. Предлагали по хорошей цене, как я позже поняла. Но путеводитель обещал мне значительно более дешевый автобус (а еще дяденьки неприятные были при этих машинах). И я пошла искать автобус. В общем, автобус оказался не значительно дешевле, — надо было ехать машиной. Но с утра, пока не слишком устали, это оказалось не так уж существенно. В общем, пересекли Панай, плюхнулись в лодку до Боракая, там плюхнулись в трайсикл – и вот мы уже тащим по песку свои усталые ножки к гостинице, которую Катя нашла накануне.
В общем, дорога, бесспорно, длинная (но вы посмотрите на карту, это было очевидно). Но вполне преодолимая. Если бы не ошибка с автобусом на Негросе, все было бы просто шоколадно. Ночевка в Баколоде была очень правильной – Ило-Ило куда разляпистее и неприятнее (показался). Но с правильным автобусом по Негросу можно было успеть на вечерний (это вместо того, чтобы коктейль пить поллитровый) паром и до Ило-Ило. И, может быть, даже вписаться в шаред такси до Катиклана (но там уже пришлось бы спать).
Ехать по земле, конечно, дешевле. Нам вышло дешевле в 2 или 3 раза, точно не помню уже (вроде бы выходило, что за самолет я должна отдать около 6000 р., а за наземное перемещение отдала чуть больше 2000 р.). Это при том, что иногда я брала билет на автобус и для Григория, чтобы детям спать было удобнее. Общественный транспорт не приводит в ужас. В целом, ничего особенно не опаздывало и подолгу не стояло.
Такой вот забавный переезд у нас вышел, Алиса каждый раз очень укоризненно на меня смотрела, когда я пыталась донести до нее перспективы вроде «паром, потом опять автобус, потом опять паром, потом опять автобус, опять паром и еще немного автобус и последний паром». Она явно считала, что у меня где-то пленку зажевывает каждый раз.