Офис торгового представительства США повысил пошлину на крупные европейские самолеты до 15 процентов, по сравнению с 10 проц. введенными в октябре прошлого года. Это стало результатом продолжающегося спора о субсидиях для Airbus.
Более высокие пошлины на европейские самолеты взлетной массой выше 30 тонн
“Соединенные Штаты повышают дополнительную пошлину, налагаемую на самолеты, импортируемые из ЕС, с 10 до 15 проц. Новые ставки будут применяться с 18 марта 2020 года. Также будут некоторые другие незначительные изменения” – говорится в заявлении Торгового представителя США (USTR), опубликованном в пятницу 14 февраля.
Торговая война началась в октябре прошлого года. Соединенные Штаты наложили пошлины на отдельные товары из Европейского Союза. Среди них были в основном пошлины на большие пассажирские самолеты, покрываемые ставкой 10 проц. и такие продукты, как вино и оливки.
Это результат предыдущих решений ВТО о споре между США и ЕС о субсидировании производства самолетов. Штрафы налагаются на общую сумму 7,5 млрд долларов США на товары, импортируемые из Европейского Союза. Вся эта путаница является частью 15-летнего спора между США и Европой о незаконной государственной поддержке их авиакомпаний-производителей – Airbus и Boeing.
Повышение тарифов до 15 проц. является ответом на доклад Всемирной торговой организации (ВТО). В опубликованном 2 декабря докладе говорится, что Airbus не выполнил рекомендации ВТО о незаконных субсидиях ЕС. Производство самолетов Airbus A380 и A350 продолжает получать финансирование из средств некоторых стран Евросоюза. По этой причине таможенные пошлины, которые должны были компенсировать США незаконные субсидии для Airbus, не могли быть отменены. 12 декабря Торговое представительство США объявило о пересмотре тарифов.
“Торговое представительство США решило пересмотреть предпринятые действия, увеличив ставку дополнительных таможенных пошлин на некоторые крупные гражданские самолеты и изменив список других товаров в некоторых нынешних и бывших государствах-членах ЕС с дополнительными 25-процентной таможенной пошлиной” – говорится в постановлении USTR. Благодаря новому решению тарифы на товары, кроме самолетов, остаются на уровне 25 проц..
Тем не менее, Airbus очень заметен в США
Аэробус присутствует в США, среди других через линию окончательной сборки A320 и A220 в Мобиле, штат Алабама. В октябре 2019 года Airbus сообщил, что 40 процентов заказов на гражданские самолеты поступили от американских компаний. Решение, которое применяется к самолетам, построенным в Европе, означает, что детали, отправленные Мобиле для сборки, по-видимому, освобождены от дополнительных оплат.
В то время как американские перевозчики с большими парками самолетов Airbus, такие, как Delta Air Lines и JetBlue, будут забирать некоторые самолеты из Мобиле, большинство самолетов Airbus все еще производятся на европейских заводах в Гамбурге и Тулузе. Неясно, какое влияние окажет повышение тарифов на заинтересованные авиакомпании, а также на пассажиров, которые в конечном итоге будут платить больше за билеты.
Airbus работает над смягчением влияния тарифов с момента их первоначального введения. Генеральный директор Гийом Фори заявил на недавней конференции в Тулузе, что тарифы оказали непосредственное влияние на клиентов коммерческих самолетов в США, с которыми он работает. “Ожидается, что ВТО разрешит ЕС ввести пошлины на американскую продукцию в этом году. Мы надеемся, что США и ЕС, наконец, найдут соглашение, чтобы избежать дальнейшего экономического ущерба обеим сторонам”, – добавляет Фори.
Правительство США сможет вводить пошлины, пока ЕС не адаптирует свою практику к стандартам ВТО. При установлении порога выплат в 7,5 миллиарда долларов арбитраж принял во внимание стоимость потерянных продаж Boeing крупных самолетов в результате субсидий.
У обеих сторон есть скелет в шкафу
И Европейский Союз, и США были признаны виновными в незаконном субсидировании их авиапроизводителей. Ранее в октябре ВТО приняла решение, которое позволило Соединенным Штатам ввести тарифы на отдельные товары, импортируемые из ЕС, но решение о незаконности европейских субсидий для Airbus уже было принято.
Для американцев Всемирная торговая организация рассчитала тарифы и согласилась ввести их, в то время как европейские претензии все еще рассматриваются с точки зрения возможности увеличения тарифов. Брюссель просит ВТО разрешить вводить таможенные пошлины на сумму 12 миллиардов долларов. “Тарифы, введенные самостоятельно, не служат никому в долгосрочной перспективе Это нанесет серьезный ущерб интегрированной цепочке поставок авиационного сектора США и ЕС и нанесет ущерб многим другим секторам, уже страдающим от текущей торговой напряженности”, – отметил Мальмстрем.
Комиссар ЕС указал, что и ЕС, и США были признаны виновными в нарушении правил ВТО. Как она подчеркнула, обе стороны как крупнейшие в мире производители самолетов должны сесть за стол переговоров, чтобы найти сбалансированное решение, которое бы соответствовало правилам ВТО.
Андрей Бочкарев