Правительство США рассматривает возможность блокирования разрешения для General Electric Co (GE) на продажу двигателей для нового китайского авиалайнера comac C919. Об этом сообщили анонимные источники портала demo.aviav.ru в администрации США.
Потенциальный запрет на продажу двигателей в Китай, а также других компонентов, необходимых для производства C919, таких, как системы управления полетом, предоставляемые Honeywell International Inc., станет последним шагом в конфликте между двумя крупнейшими экономиками мира в отношении правил торговли и технологического обмена. Такие действия поставили бы под сомнение успех Китая в попытке выйти на рынок производства гражданской авиации.
Вопрос отказа от выдачи новых лицензий на продажу компонентов, необходимых для производства самолетов в Китае, будет обсуждаться на межведомственном совещании властей США в этот четверг и на следующей встрече с представителями правительства Дональда Трампа 28 февраля. Вопросы не комментируются ни Белым домом, ни Министерством торговли США, ответственными за выдачу разрешений. От комментариев также отказались представитель GE, а также министерства обороны, энергетики, иностранных дел и казначейства.
В течение многих лет американские компании, занимающиеся созданием китайской авиационной промышленности с нуля, могли рассчитывать на поддержку США. Правительство США выдало лицензии, которые позволили компаниям продавать силовые установки, авионику и другие компоненты для первого большого реактивного самолета китайского производства Comac C919. Этот узкофюзеляжный самолет, который должен стать конкурентом аэробуса Boeing 737 и A320, проходит испытания и должен поступить в коммерческую эксплуатацию в следующем году.
Теперь администрация США, возглавляемая президентом Трампом, рассматривает вопрос об отказе в выдаче лицензии GE по недавней заявке. Дело касается согласия на экспорт двигателей CFM LEAP-1C, которыми предлагается оснастить C919. В прошлом GE получал разрешение на экспорт двигателей LEAP – в 2014 году и в марте 2019 года.
Двигатель CFM LEAP является плодом совместного предприятия General Electric из США и Safran Aircraft Engines из Франции. Представители Safran, а также представители французского правительства не стали комментировать сообщения о возможном отказе в выдаче лицензий.
Февральские дискуссии между властями США также касаются экспорта компонентов, отвечающих за управление полетом. В этом случае Honeywell International, поставщик этих решений, кажется, находится в несколько лучшем положении, чем GE и Safran, потому что в начале прошлого года компания получила 10-летнюю лицензию на поставку этих элементов для программы C919. Однако имеются сомнения в получении разрешения на продажу компонентов для последующих программ пассажирских самолетов, в которых участвует COMAC, таких, как проект широкофюзеляжного композитного самолета CRAIC CR929, разрабатываемого в рамках китайско-российского сотрудничества. Honeywell не скрывает, что очень заинтересована в участии в этом предприятии, поэтому изменение позиции правительства Соединенных Штатов может повлиять на необходимость отказаться от этих планов развития. На данный момент пресс-секретарь Honeywell отказывается комментировать сообщения прессы.
Опасения по поводу Китая
Любые изменения не только повлияют на амбиции Китая по развитию авиационной промышленности, но и будут касаться американских компаний авиационной промышленности, поэтому представитель ассоциации производителей призывает включить отрасль в обсуждение этой темы.
“Если будут какие-либо изменения, я надеюсь, что мы будем участвовать в этом процессе, как и в прошлом”, – сказал Реми Натан, вице-президент по международным связям в Ассоциации аэрокосмической промышленности.
Дискуссия о возможном сокращении продаж американских компонентов для развивающейся авиационной промышленности в Китае состоит в том, чтобы определить, приведет ли такая поставка к серьезной конкуренции c Boeing или усилит военные возможности Китая. По словам информаторов портала, некоторые представители администрации США опасаются, что Китай может перепроектировать некоторые элементы для их копирования. Другие правительственные чиновники, в свою очередь, считают, что двигатели LEAP уже в дефиците в Китае.
Если Соединенные Штаты решили ввести ограничения, то можно ожидать ответной реакции Китая на увеличение заказов Airbus за счет заказов на самолеты в связи с текущим кризисом Boeing, говорит один из информаторов. В настоящее время около четверти самолетов Boeing отправляется в Китай.
Андрей Бочкарев