Аэропорт Ухань

Новый вирус парализовал авиасообщение на китайском рынке

Появление в Ухане нового вируса, который способен передаваться между людьми и вызывать крайне острую пневмонию, вызвал множество последствий для транспортной отрасли и, следовательно, для экономики.

Аэропорт Ухань
Аэропорт Ухань

Чтобы остановить вирус, был принят ряд ограничений воздушного движения. Кроме того стало меньше желающих передвигаться на многолюдном транспорте. Только в китайской авиации это привело к беспрецедентному спаду статистики пассажирских перевозок.

Внутренний рынок

Китай занимает третье место в списке стран по площади. 9 562 911 км ² это территория, во много раз больше любой европейской страны. В свою очередь, по численности населения (чуть менее 1,4 миллиарда) Поднебесная занимает первое место в мире. По нашим оценкам, ежегодно в Азии 100 миллионов человек впервые поднимаются на борт самолета.

Большинство из них — китайцы, которые с удовольствием путешествуют, особенно по случаю праздников, и все больше и больше могут позволить себе авиабилеты. Это, в свою очередь, означает их снижающуюся цену. Согласно анализатору графиков OAG на прошлой неделе на внутреннем рынке не было выполнено 23 000 рейсов, то есть, по статистике, не было перевезено 3,8 млн человек.

В целом, однако, число путешественников, которые не сели на рейсы в Китай или из Китая, или на внутренние рейсы, составило 4,4 миллиона. Эти потери больше, чем если бы весь индийский рынок авиаперевозок в одночасье перестал функционировать. Цифры невероятные, но следует помнить, что эпидемия коронавируса совпала с празднованием китайского нового годы, когда китайцы по традиции посещают своих родственников. За новогодний период в 40 дней они совершают около 3,5 миллиарда полетов. По данным государственных органов, 250 миллионов человек работают не в той провинции, где они родились. Около 5 миллионов человек покинули Ухань до объявления карантина.

Внешний рынок

Конечно, потеря иностранных клиентов, хотя и выглядит не так впечатляюще по количеству, как потери на китайском рынке, но и она наносит огромный финансовый ущерб. Дальнемагистральные перевозки приносят авиакомпаниям наибольшие доходы. Иностранные туристы во время отпуска также оставляют в Китае немалые суммы. Это касается как посетителей Китая, так и самих китайцев, все чаще и чаще летающих за границу в новогодний период.

По данным немецкого Commerzbank, в 2003 году туризм составлял всего 2 процента китайской экономики. Теперь он дает 5 процентов ВВП этой страны. В свою очередь, китайские туристы ежегодно оставляют за рубежом 277 миллиардов долларов, что составляет 16 процентов доходов от мирового туризма, оценивающихся в 1,7 триллиона долларов.

Однако в настоящее время движение между Китаем и остальным миром умирает. Наибольшее сокращение трафика было зафиксировано в сообщениях с Сингапуром (- 38 проц.) и Таиландом (- 34 проц.), но из-за растущего числа стран, закрывающих себя от прибывающих из Китая, сокращение в ближайшие дни, и, возможно, недели будет гораздо более серьезным.

Одно можно сказать о 2019-nCoV с уверенностью. Даже если он не вызовет пандемии, он будет совершенно уникальным с точки зрения ущерба, которые он принесет в мировой экономике и особенно авиации. Ранее патогены, ответственные за атипичную пневмонию или Эболу, не приводили к такому снижению пассажиропотока. Эбола атаковала слаборазвитые рынки, и атипичная пневмония не вызывала такой паники. Новый вирус парализовал рынок как никакой другой фактор, имевшей место до сих пор.

Андрей Бочкарев