A318 авиакомпании Tarom

Неэффективность государственных авиакомпаний на примере Tarom

Простой подсчет количества пассажиров, летящих из Бухареста в Тбилиси, дает представление о проблемах, с которыми сталкивается румынская национальная авиакомпания Tarom. Сдается, что только тщательная оптимизация может спасти перевозчика.

A318 авиакомпании Tarom
A318 авиакомпании Tarom

Очень спорные направления

На борту аэробуса A318, вмещающем 113 человек, нередко их всего 30-40. Маршрут Бухарест-Тбилиси, который выполняется два раза в неделю, был запущен в октябре 2018 года одновременно с очередным рейсом из румынской столицы в другой город в Кавказском регионе — Ереван в Армении. Идея запуска рейсов на Кавказ спорна: мало румын живет в Грузии, мало грузин живет в Румынии. То же самое относится и к Армении. Однако, поскольку, авиакомпания государственная, это мало кого волнует.

В то время, когда самые успешные частные авиакомпании в Европе, особенно Wizz Air, увеличивают количество мест, следуя росту численности диаспор в регионе, Tarom делает обратное. В Великобритании проживает более миллиона румын – Tarom обслуживает только два маршрута в эту страну. Средняя занятость мест в самолетах этой авиакомпании составляет менее 75 процентов (по сравнению с 92 процентами Wizz Air).

В результате, несмотря на некоторое недавнее увеличение доходов, Tarom сталкивается с серьезными проблемами. Ожидается, что авиакомпания потеряет почти 39,8 миллиона евро в 2019 году, и, по словам нового румынского министра транспорта Люсьена Боде, у нее в распоряжении на текущие нужды всего 20 миллионов евро.

«Ситуация выглядит очень плохо», – сказал он в интервью румынскому телеканалу 12 декабря. Министерству транспорта принадлежит более 97 проц. компании.

Поможет ли Евросоюз?

Теперь Боде намерен попросить у Евросоюза помощь примерно в 47 миллионов евро для спасения авиакомпании, а также возможность выделить 23 миллиона евро из румынского бюджета. Деньги будут потрачены на модернизацию авиапарка.

Основанная в 1954 году авиакомпания Tarom в последние годы стала синонимом неэффективности, кумовства и коррупции. Выяснилось, что 800 из 2000 сотрудников компании были родственниками. Попытки внести изменения различными руководителями срывались советом директоров авиакомпании. Нынешний генеральный директор, Джордж Барбус, является шестым главой Tarom в этом году.

Руководство и сотрудники компании долгое время боялись приватизации, не желая терять свои удобные позиции. Правительство Румынии пообещало продать авиакомпанию еще в 2012 году в рамках соглашения о спасении с Международным валютным фондом. Покупателей не нашлось, но скорее всего здесь свою роль сыграло кумовство и через него – тихий саботаж продажи.

Признание Боде проблем Tarom и желание инвестировать в авиакомпанию обнадеживает. Но модернизированный флот и вывод убыточных маршрутов вряд ли ее спасут. Это может сделать только глубокая реструктуризация, а затем и приватизация.

Андрей Бочкарев