МАЗ-541 и Ту-144

МАЗ-541 – первый советский авиационный тягач

Созданный в 1956 году МАЗ-541, несмотря на свой внешний вид, был не эксклюзивным лимузином, а первым специализированным советским аэродромным тягачом (буксировщиком). Он разрабатывался с учетом обслуживания пассажирских самолетов Ту-104 и Ту-114. Было заказано 13 машин, но только 3 были приняты в эксплуатацию. Они использовались до 1970-х годов.

МАЗ-541
МАЗ-541

С появлением в 1955 году пассажирских самолетов Ту-104 и Ту-114 аэропортовые службы Советского союза столкнулись с серьезными проблемами. Новые самолеты были намного тяжелее тех, что использовались до сих пор, и поэтому требовали значительно более мощных буксиров при операциях на перроне. Изначально аэропорты пробовали использовать военные МАЗ-535, но эти машины были слишком велики для роли аэродромных тягачей и не очень удобны для использования в загруженных аэропортах.

МАЗ-535 в качестве авиационного буксира
МАЗ-535 в качестве аэродромного тягача

В связи с этим советские власти поручили Минскому аатомобильному заводу разработать специализированный авиационный тягач, лишенный недостатков военного грузовика. Так был создан МАЗ-541. Автомобиль имел длину 7,7 м, ширину 3,4 м, высоту 2,8 м и весил 28 тонн.

Силовой установкой служил двенадцатицилиндровый двигатель Д-12А мощностью 500 л.с., являвшийся модификацией В-2К, использовавшегося в танках КВ-1 и КВ-2. Он обеспечивал максимальную скорость до 30 км/ч, а расход топлива достигал … 130 л/100 км (!). Благодаря такому мощному двигателю, полному приводу и соответствующей конструкции МАЗ-541 мог тянуть самолеты массой 85 тонн (на практике можно было буксировать гораздо более тяжелые машины).

МАЗ-541 и Ту-144
МАЗ-541 и Ту-144

Внешне МАЗ-541 выглядел как увеличенная легковая машина. Внутри нашлось место для персонала обслуживания и два места для водителя – переднее и заднее. Передний мост от КрАЗ-214, задний мост от МАЗ-525. Было заказано 13 машин этого типа, но производство было прекращено после постройки трех опытных образцов.

Хотя построенные машины работали неплохо, у них не хватало мощности для буксировки все более крупных и тяжелых пассажирских самолетов. Тем не менее все три прототипа использовались до 1970-х годов в аэропорту Москва-Шереметьево, после чего были возвращены на заводы МАЗ. Их судьба до конца не известна. МАЗ-541 считается первым советским аэродромным тягачом, изначально спроектированным для этой задачи.

Андрей Бочкарев