Компания Bugatti славится прежде всего своими удивительными автомобилями, часто отличающимися оригинальным и безупречным дизайном, а также отличными характеристиками. В 1930-х годах благодаря Этторе Бугатти началась работа над гоночным самолетом Bugatti Model 100. Машина так и не взлетела, но ее точная копия была испытана в 2015 году. К сожалению, история машины закончилась трагически.
История Bugatti Model 100 восходит к 1938 году. Тогда Этторе Бугатти со своим главным инженером Луи де Монжем начал работать над гоночным самолетом, который должен был принять участие в гонке Deutsch de la Meurthe Cup. Работа над самолетом велась медленно, так как конструкторы задумали создать технически очень оригинальный самолет.
Самолет имел длину 7,7 м, размах крыла 8,2 м и вес 1400 кг. Он был оснащен двумя 4,9-литровыми восьмицилиндровыми двигателями Bugatti Type 50P объемом 450 л.с., расположенными за кабиной и приводящими в действие два соосных винта, вращающихся в противоположных направлениях. Для максимальной скорости самолета кабина экипажа располагалась сразу за винтами, а обтекатель не выступал за контур фюзеляжа.
Длительная работа над машиной не позволила Bugatti Model 100 взлететь до немецкого вторжения во Францию. Частично построенный самолет был спрятан в поместье Бугатти, где благополучно сохранился до конца войны. После смерти Этторе Бугатти самолет несколько раз переходил из рук в руки и в итоге оказался в США. Некоторое время он был выставлен в Национальном музее ВВС США, а затем передан в Музей авиации EAA, где прошел капитальный ремонт.
Оригинальный Bugatti Model 100 постоянно находится в музее и никогда не летал. Однако в 90-х Скотти Уилсон заинтересовался машиной и вместе с Джоном Лоусоном начал проект создания летающей копии машины. На основе оригинальных был разработан совершенно новый самолет, для постройки которого были использованы гораздо более безопасные и современные материалы.
Частично завершенный самолет был представлен в 2011 году, а 4 июля 2015 года оригинальный болид, получивший название Blue Dream, прошел первые наземные испытания на рулежной дорожке. Полет самолета состоялся 19 августа 2015 года и прошел успешно. Самолет в полете работал нормально, но при посадке возникли проблемы с посадочной скоростью и торможением. Машина выкатилась со взлетно-посадочной полосы и получила незначительные повреждения.
После доработки шасси и ремонта самолет совершил снова поднялся в воздух. 6 августа 2016 года Blue Dream должен был совершить свой третий и запланированный последний испытательный полет, но вскоре после взлета самолет, которым пилотировал Скотти Уилсон, покатился и упал на землю. Пилот погиб на месте. Катастрофа привела к закрытию проекта, хотя в любом случае планировалось, что это будет последний полет – основной причиной ограничения эксплуатации машины были эксплуатационные трудности. Вероятной причиной аварии стал отказ двигателя, который привел к падению.
Андрей Бочкарев