Информация об увольнении сотрудников в авиакомпаниях сегодня не редкость. Но размер этих сокращений в British Airways и SAS удивил рынок.
BA только что объявила о планах уволить почти 30 процентов из 42 000 сотрудников, SAS – 5000 или 45 процентов. Впрочем, последние цифры коллектив скандинавского перевозчика может воспринять с большим облегчением, поскольку ранее руководство предполагало, что уволенных может до 10 тысяч, то есть авиакомпания практически перестала бы существовать.
Генеральный директор SAS Рикард Густаффсон считает, что нормализация на рынке произойдет не раньше, чем через несколько лет. Согласно первым подсчетам, 1,9 тыс. работников в Швеции, 1,3 тыс. норвежцев и 1,7 тыс. датчан потеряют работу.
Группа Lufthansa уже объявила о выводе из эксплуатации 100 самолетов и ликвидации 10000 рабочих мест с полной занятостью, а остальные будут работать неполный рабочий день. Венгерский лоукостер Wizz Air готов начать полеты, как только ограничения будут сняты, но также избавилась от каждого пятого сотрудника.
Алекс Круз, глава British Airways в письме, направленном сотрудникам в среду, 28 апреля, не скрывает, что ситуация на рынке постоянно ухудшается. Действительно, хотя Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) в начале апреля сообщала о прогнозируемых потерянных доходах отрасли в размере 113 миллиардов долларов, сейчас говорит 314 миллиардов. А очередные авиакомпании сообщают о продлении срока начала полетов, потому что сейчас никто не захочет летать.
“Вот почему нам нужно действовать сейчас, потому что авиационные прогнозы постоянно ухудшаются”, – говорит Алекс Круз. По его мнению, первые признаки выздоровления появятся не раньше 2022 года. “А поскольку у нас нет доступа к государственным деньгам, и мы не можем ожидать, что зарплата наших сотрудников будет субсидироваться деньгами налогоплательщиков, а средства, которые мы можем занимать, являются лишь краткосрочными кредитами, мы никак не сможем справиться с теми проблемами, встающими перед нами”, – говорится в письме Круза сотрудникам.
Теперь условия увольнений в BA будут обсуждаться со всеми профсоюзами, Balpa, Unite и GMB, и ожидается, что эти переговоры продлятся не менее 45 дней. Масштаб запланированных сокращений в British Airways удивил британцев, и профсоюзные деятели все еще надеются, что правительство проснется и вспомнит, что в марте министр финансов Риши Сунак говорил о возможностях поддержки авиации за счет государственных средств. В то время, однако, было сделано условие для предоставления такой поддержки: до этого все возможности поиска средств на рынке должны были быть исчерпаны.
Вся группа International Airlines (British Airways, Iberia, Aer Lingus, Vueling) уже внесла вклад со своей стороны: в этом году акционеры не получат дивиденды за 2019 год, а это значит, что компания сохранит 337 миллионов фунтов. Iberia, которая принадлежит к этой группе, уже обратилась к правительству Испании с просьбой о государственной поддержке в размере 1 млрд евро.
Но потери постоянно растут. За первый квартал они составили 535 миллионов фунтов в минусе по сравнению с 135 миллионами год назад. К счастью, IAG не плохая компания. Его денежные резервы достигают 9,5 млрд фунтов стерлингов и являются крупнейшими среди европейских перевозчиков.
Андрей Бочкарев