Machonine Mak-10 является одним из самых необычных, но незаслуженно забытых самолетов в истории авиации. Машина была создана в 1931 году во Франции по инициативе Ивана Махонина, и ее характерной особенностью были выдвижные концы крыльев, увеличивающие подъемную силу.
На рубеже 1920-х и 1930-х годов многие авиационные конструкторы бились с проблемой создания самолетов, способных достигать высоких горизонтальных скоростей полета, но с достаточной площадью крыла для беспроблемного взлета и посадки. Крылья, обеспечивающие высокую подъемную силу за счет размаха и площади, отрицательно сказались на максимальной скорости в горизонтальном полете и маневренности самолета.
В начале 1930-х годов, родившийся в России в 1885 году и бежавший в 1921-м от коммунистической власти во Францию, конструктор Иван Махонин начал работу над оригинальным самолетом, оснащенным телескопическими крыльями. Согласно предположениям, концы крыльев должны были быть выдвигаться для взлета, чтобы увеличить подъемную силу крыльев, а во время горизонтального полета — втягиваться, чтобы увеличить маневренность и максимальную скорость.
Машина под названием Machonine Mak-10 впервые поднялась в воздух 11 августа 1931 года и отличалась очень интересной конструкцией. Стандартный размах крыльев составлял 13 м, но после удлинения наконечников он увеличился до 21 м (площадь крыла составляла 21 м² и 33 м² соответственно). У крыльев была особая конструкцию, благодаря которой наконечники скрывались внутри крыльев. В первом варианте использовался 12-цилиндровый двигатель Lorraine 12Eb мощностью в 644 л.с., но он оказался слишком слабым. Благодаря поддержке французского правительства Махонин купил более мощный четырёхцилиндровый двигатель Gnome-Rhone 14K Mistral Major мощностью 800 л.с., который позволил ему развивать максимальную скорость около 380 км/ч.
Версия с новым двигателем получила обозначение Mak-101 и проходила испытания с 1935 года до немецкой оккупации Франции в 1940 году. Немцы заинтересовались конструкцией и хотели продолжить испытания самолета, но во время перегона в Рехлин французский летчик-испытатель намеренно разбил Mak-101.
Точные данные, а также история самолета мало известны и их трудно подтвердить. Известно лишь, что, хотя теоретически применяемое решение конструкции крыла увеличивало их подъемную силу, характеристики самолета были далеко не самыми удовлетворительными. Сам Махонин после войны экспериментировал с подобными проектами, но без особого успеха. Большую славу во Франции ему принесли работы по синтетическому топливу. Он умер 9 июля 1973 года во Франции в доме престарелых. Коммунистические власти СССР после побега конструктора на Запад старались не упоминать его имени.
Андрей Бочкарев