Самолет Messerschmitt Me 209, выпущенный в 1938 году, создавался, чтобы побить рекорды скорости. Кроме того, немцы использовали его для пропагандистских задач и продвижения истребителей Messerschmitt Bf 109 (с которыми у него общим был только двигатель).
Основной целью Messerschmitt Me 209 было побить рекорд скорости для поршневых самолетов. Кроме того, Messerschmitt намеревался использовать машину для продвижения серийных истребителей Bf 109, хотя на практике оба самолета были совершенно разными и на них использовался только один и тот же двигатель Daimler-Benz DB 601. Для сохранения сходства с истребителем машина получила обозначение Me 209.
Работы над машиной начались в 1937 году, а опытный образец поднялся в воздух 1 августа 1938 года, тогда за штурвалом находился Герман Вюрстер. Длина самолета составляла 7,24 м, а размах крыльев – 7,8 м. В качестве силовой установки использовался 12-цилиндровый двигатель Daimler-Benz DB 601ARJ мощностью 1775 л.с., оснащенный специальной системой охлаждения, в которой горячая вода сливалась в крылья, где она испарялась и конденсировалась, а затем возвращалась в двигатель. Эта система, однако, характеризовалась частичной потерей воды, так что ее 300-литровый запас был достаточным всего на приблизительно 30 минут полета.
Чтобы максимально разгрузить конструкцию, машина была лишена всего оборудования, которое не было необходимо для полета. Поэтому Me 209 весил всего 2100 кг. Характерной особенностью самолета была сильно смещенная назад кабина.
Было построено четыре прототипа (от V1 до V4), первый из которых был использован для установления рекорда скорости. Это произошло 26 апреля 1939 года. Машина с регистрационным знаком D-INJR , пилотируемая Фрицем Венделем, разогналась до 755, 138 км/ч. Этот рекорд продержался аж до 1969 года, когда он был побит Даррилом Гринамайером на Grumman F8F Bearcat.
Второй прототип Me 209 разбит в результате аварии, а остальные использовались для различных эксперементов. V4 применялся для испытаний военизированной версии Me 209, которе должны были оценить пригодность самолета как потенциального истребителя. В конечном итоге, после установки легкого оружия, эффективность самолета упала настолько сильно, что он летал хуже, чем серийный Bf 109E.
Стоит отметить, что в 1943 году завод Messerschmitt начал работать над истребителем Messerschmitt Me 209, который должен был стать преемником Bf 109. Хотя машина имела то же обозначение, что и описанный рекордный самолет, она никак не была связана с ним конструктивно.
Андрей Бочкарев