В малой частной авиации до сих пор широко используются бензиновые двигатели. Как правило, их применение оправдано на самолетах с числом мест от 2 до 6. Самыми распространенными из них являются Cessna-140, Cessna-150, Cessna-172, Ан-2 и т.д. Проблема состоит в том, что avgaz оказывается не везде доступным. Это порождает искушение пользователей использовать обычный автомобильный высокооктановый бензин, например, A98.
Недавно на одном европейском авиационном портале была опубликована статья о возможности использования автомобильных бензинов в авиационных двигателях. Объяснения были очень правильными и правдивыми, хотя, возможно, слишком теоретическими для непосвященных. Комментарии было большей частью положительными. Это доказывает как общее невежество читателей этой статьи, так и, возможно, также типичное для большинства стремление оправдать свое желание сэкономить.
Мы попросили экспертов нашего портала, которые профессионально занимались продуктами переработки нефти и авиационным топливом, дать свои разъяснение по этому вопросу.
Вопрос: почему Avgas такой дорогой?
Ответ не сложный, вы просто должны попытаться понять это: Авиационный бензин (Avgas) производится из других, гораздо более дорогих компонентов, чем обычный автомобильный бензин. Производственный процесс подвергается гораздо более строгим процедурам, чем производство автомобильного бензина, кроме того лабораторные испытания на всех этапах производства, приводят к дополнительным затратам.
Масштабы производства Avgas в мире составляют менее 1 процента от производства автомобильного бензина, и для этого должны быть выделены отдельные мощности и хранилища. Все это стоит дорого. Интересный факт, о котором мало кто знает: после Второй мировой войны только в США было более 2000 заводов по производству авиационного бензина. Сегодня их в мире чуть более десятка, 3-4 из них в Европе.
Другой, очень важный элемент. Тетраэтилсвинца (TEL), который сегодня, благодаря все более строгим нормам охраны окружающей среды и охраны здоровья запрещен в качестве добавки к автомобильному топливу, но применяется в avgaz, производит всего … ОДИН завод в мире, в Великобритании. Дата закрытия этого завода устанавливалась много раз и цена TEL по-прежнему значительно растет.
Поэтому цена Avgas в аэропорту с учетом налоговой (акцизной) и бюрократической нагрузки почти в два раза выше, чем бензина на автомобильной заправке. Но это два разных продукта, картофель нельзя сравнивать с яблоками (хотя французы называют картофель земляными яблоками (pommes de terre).
Есть ли альтернатива Avgas 100LL?
Да, это Avgas без свинца – Avgas UL, который может безопасно использоваться для всех известных нам самолетов. К сожалению, производство неэтилированного авиационного бензина совсем недешевое, а отсутствие в цене стоимости TEL увеличивается за счет других дополнительных компонентов. Остальные ценовые компоненты остаются прежними. Avgas UL – это не автомобильный бензин.
Почему нельзя использовать обычный автомобильный бензин с заправки?
Многие частные пилоты с недоверием относят к утверждению о смертельных свойствах современного автомобильного бензина в авиации, поэтому мы здесь просто приводим некоторые документы:
Первой страной, которая ввела биокомпоненты (гироскопические метил и этиловый спирт) во весь бензин, были Соединенные Штаты. Следовательно, Федеральное управление гражданской авиации выпустило в 2006 году еще один бюллетень, который действует до сих пор.
Некоторые из тех, кто ежедневно жалуется на бюрократию из Брюсселя, скажут, что мы живем в Европе, а как насчет EASA? Вот, пожалуйста: Это еще одна новостная рассылка 2011 года на ту же тему. Поскольку мы живем в Европе, автомобильный бензин содержит не менее 5 проц. биокомпонентов. А заявления “экспертов” о том, что на такой-то заправке есть бензин, не содержащий биокомпонентов (спиртов), абсурдны.
Именно здесь будут возражать просвещенные пилоты самолетов с двигателем Rotax, которые имели дело с бюллетенями компании, и компания разрешает использовать автомобильный бензин, смешанный со спиртом, в своих двигателях последнего поколения. Да, но мы прилагаем последний бюллетень и, пожалуйста, внимательно прочитайте, что написано на стр. 7, п. 5.1.2. Действительно ли ваши самолеты сертифицированы их производителями для использования автомобильного бензина с добавлением биотоплива ?? Пусть каждый отвечает за себя. Если кто-нибудь найдет документ об использовании автомобильного бензина с биокомпонентными добавками, пожалуйста, дайте нам знать.
Чтобы не было никаких иллюзий, производитель двигателей Lycoming (а сегодня все еще около 70 проц. авиационных двигателей в мире) выпустил в 2018 году информационный бюллетень с однозначными предписаниями.
Некоторые владельцы самолетов с гордостью представляют документ компании Petersen Aviation, разрешающий использование автомобильного бензина. Да, такие документы есть. Наши эксперты обратились к представителю компании и выяснили один существенный нюанс — утверждение касается автомобильных бензинов старшего поколения, когда никто раньше не слышал о добавках к биотопливу, и даже сегодня некоторые страны могут производить такие типы бензинов. И на первой странице документа Petersen Aviation есть заметка (текст справа).
Есть еще один финансовый вопрос по этой проблеме в качестве довода, который может быть наиболее разумным. Ну, это вопрос ответственности страховщика в случае авиационного происшествия. Пусть никто не питает иллюзий, что страховые компании не знают о действующих правилах, упомянутых выше. Читая, например, опубликованные материалы об авиационных происшествиях, становится ясно, что качество топлива в самолете всегда является основным элементом расследования после аварии. И тогда нашим экспертам остается пожелать вам удачи в доказательстве страховщику, что заправка автомобильным топливом не имеет отношения к аварии …
Для особо недоверчивых в этом вопросе: “Если три человека подряд говорят, что вы пьяны, ложитесь” (перевод для автомобилистов — не садитесь за руль, а для пилотов – не садитесь за штурвал). В вышеупомянутых материалах более трех организаций говорят и пишут, что автомобильный бензин (содержащий спирт) запрещен в авиации. Исключение составляет не большое число самолетов с сертифицированными для использования автомобильного бензина двигателями.
Андрей Бочкарев