Коронавирус и его влияние на авиационную отрасль в Китае

Сильные сокращения рейсов и занятости, но без приостановки международных сообщений. Возможные субсидии, слияния и поглощения, а также ожидание возобновления авиасообщения с Китаем в мире — так отрасль Поднебесной справляется с последствиями продолжающейся эпидемии Уханьского коронавируса.

Вероятно, не будет преувеличением, если сказать, что гражданская авиация Китая в настоящее время переживает один из самых трудных моментов в своей истории. Эпидемия таинственной коронавирусной пневмонии, возникшая в китайском Уханьском транспортном узле, быстро распространилась на остальную часть страны, что привело к решению многих иностранных авиакомпаний приостановить полеты в Поднебесную. Несколько стран решили ввести административные ограничения на полеты в Китай. Все это привело к общественному страху перед поездкой в ​КНР, что привело к падению спроса на поездки в эту страну, а также на внутренние рейсы.

Десятки тысяч рейсов отменены, сотни самолетов на земле

Картина кризиса, с которым сталкивается авиационная индустрия в Китае, не совсем ясна, поскольку в течение многих лет авиакомпании из Поднебесной неохотно делились даже такими данными, как количество самолетов в самолетах. Согласно официальной информации, в январе этого года пассажиропоток в Китае упал на 5,3 процента, за аналогичный период 2019 года он увеличился на 7,9 процента в годовом исчислении.

По данным VariFlight, с 10 января по 3 февраля были отменены около 90 000 рейсов, а с начала февраля в среднем было отменено 10 000 ежедневных рейсов. Только 11 февраля авиакомпании отменили почти 12,7 тысячи рейсы в Китай. В свою очередь, по данным Cirium, с 23 января по 3 февраля целых 30 процентов не начинали из запланированных 144,2 тыс. полетов. Внутренние рейсы: China Southern приостановила более 7,9 тыс. рейсов, Xiamen Air – около 3,3 тыс., А Hainan Airlines – около 3 тыс. 3 февраля было отменено 60 процентов полетов по стране.

Такое большое количество приостановленных рейсов приводит к беспрецедентному количеству заземленных машин. Эксперты компании Cofrance Sarl, проанализировавшие имеющиеся данные по я авиационной отрасли, сообщают, что 12 февраля было заземлено более 1,2 тысячи самолетов из чуть более 4100 машин, принадлежащих 87 авиакомпаниям из Китая, Гонконга и Макао. В это число также входит 87 MAX Boeing, полеты которых приостановлены с марта прошлого года.

Больше всего, 191 самолет, или 33,7 процента из парка 556 самолетов, не использует China Eastern Airlines. 173 самолета из парка с 530 машинами, то есть 32,6 процента China Southern Airlines заземлила, в то время как Air China не использует 119 машин, или 27,8 процента от всего парка из 428 самолетов.

Многие крупные аэропорты страны превратились в гигантские парковочные места для заземленных машин. В аэропорту Beijing Capital находится 108 припаркованных самолетов, в аэропорту в Гуанчжоу – 79, Ханчжоу – 60. Не намного меньше, 59 в Сиане и 58 в Урумчи.

Бесплатные каникулы для персонала

Серьезное истощение предложения, которое происходит в столь короткий промежуток времени, означает дляавиакомпаний серьезные последствия, приводящие к необходимости плотно затянуть ремень и предпринять действия, которые до недавнего времени казались немыслимыми. Одним из таких действий является отправка в неоплачиваемый отпуск иностранных пилотов, занятость которых связана с самыми высокими расходами авиакомпаний

С финансовой точки зрения компаний решение временно отстранить иностранных пилотов, то есть самых высокооплачиваемых сотрудников за пределами руководящего состава, представляется логичным, поскольку оно приносит ощутимую экономию. Отправка сотрудников в неоплачиваемый отпуск является решением, часто используемым в китайской культуре, когда объем работы или количество заказов сокращается. Однако с точки зрения долгосрочного развития авиационной промышленности в Китае это решение может сильно повлиять на восприятие Поднебесной как привлекательного рынка для иностранных пилотов.

Снижение воспринимаемой привлекательности может оказаться проблемой для авиационного рынка Китая, который до сих пор стремится стать в середине нового десятилетия крупнейшим авиационным рынком в мире. В этом году, согласно оценкам Китайского авиационного управления (CAAC), отрасль в Поднебесной  должна была перевезти 720 миллионов пассажиров. К 2035 году это число удвоится. Чтобы сделать это возможным, требуется большое количество бортового персонала. Несмотря на значительные усилия в этом направлении, неясно, будет ли Китай самодостаточным парк из 530 машин в обеспечении необходимого количества пилотов. Только в 2018 году China Southern, крупнейший перевозчик в стране с точки зрения количества пассажиров и доходов, перевезла 151,5 миллиона пассажиров, располагая парком из 820 самолетов и почти 10 000 пилотами.

CAAC приказывает поддерживать зарубежные операции

Риск потери влияние иностранного экипажа является одним из факторов, которые могут привести к дальнейшему замедлению развития авиационной промышленности в Китае. Положение китайской авиации на международной арене может также зависеть от отказа перевозчиков из Поднебесной от обслуживания рейсов за рубежом.

Как и отправка иностранных пилотов в неоплачиваемый отпуск, это решение кажется логичным — снижение спроса на рейсы в Китай затрагивает всех перевозчиков, работающих на этих маршрутах. Некоторые отраслевые аналитики даже считают, что нынешняя ситуация не имеет себе равных у китайских авиакомпаний, поскольку власти Пекина годами жестко ограничивали доступ на свой рынок иностранных перевозчиков, в результате чего они получили большую долю пассажирских транспортных, но и более серьезно пострадали от резкого падения спроса.

Отмена рейсов за границу невозможно для китайских авиакомпаний. В начале февраля Управление гражданской авиации Китая (CAAC) приказало местным перевозчикам продолжить обслуживание иностранных операций, исключая те страны, которые запретили полеты из Китая из-за вспышки коронавируса. Теперь CAAC может похвастаться тем, что ее указание работает.

“Несмотря на то, что Китай соблюдает временный запрет на полеты в и из определенных стран и сокращает количество рейсов, международная система воздушного транспорта страны остается стабильной”, – сказал Лян Нань, директор Департамента международных отношений CAAC на пресс-конференции в среду (12/02). К заверениям CAAC присоединяется министерство иностранных дел Китая, заявляющее, что Китай не будет приостанавливать гражданские полеты, и слухи о том, что иностранцам будет труднее выбраться из страны, являются “необоснованными”.

Вместо сведений о приостановленных маршрутов CAAC предпочитает предоставлять информацию о количестве обслуживаемых рейсов. “В настоящее время 77 внутренних и иностранных авиакомпаний осуществляют 710 международных рейсов между Китаем и 46 странами и регионами, еженедельно выполняя 2,6 тыс. пассажирских и грузовых рейсов” – говорит Лян.

Для Китая продолжение международных рейсов очень важно, потому что таким образом можно поддерживать сообщение с миром. Существует еще одна, более прозаическая, но важная причина, по которой авиакомпании из Китая должны быть постоянно видны в транспортных узлах — многие аэропорты применяют принцип «используй или теряй» в отношении слотов, то есть разрешений на выполнение полетов. Проще говоря — если перевозчик не хочет использовать предоставленные права, эти права через некоторое время будут у него отняты и переданы другой авиакомпании. CAAC подтверждает, что ведет переговоры с властями в других странах, чтобы обеспечить соблюдение прав на трафик и мест для своих авиакомпаний, и что он планирует возобновить полеты, как только будут сняты ограничения.

Половина решения проблемы

Даже заявления CAAC о том, что международная система воздушного транспорта страны является стабильной, не будут скрывать тот факт, что с точки зрения интересов Китая ситуация, в которой иностранные перевозчики отменяют рейсы в Китай, в то время как внутренние авиалинии продолжают работать, не является оптимальный.

В отличие от Китая, в других странах правительства вынуждены учитывать мнение общественности, которая все чаще выражает недовольство тем, что китайские авиакомпании все еще летают к ним в страну. Некоторые организации, работающие в авиационной отрасли, такие как профсоюз бортового и авиационного персонала, считают, что это приводит к эпидемиологической опасности для их граждан.

Убедить иностранные линии вернуться

По расчетам китайских властей, более надежная и стабильная ситуация, позволяющая подумать о восстановлении спроса на авиаперевозки в Китай, может быть достигнута, когда иностранные перевозчики вернутся в Поднебесную. Поэтому власти Китая прилагают все усилия, чтобы убедить иностранные авиакомпании в этом решении.

“Безопасность здоровья для иностранцев гарантированы, и CAAC принял эффективные меры, чтобы минимизировать риск распространения коронавируса по воздуху”, – утверждает Хуа Чунин, пресс-секретарь Министерства иностранных дел Китая, в проправительственной китайской газете.

CAAC признает, что тесно сотрудничает с Министерством иностранных дел Китая, и информирует авиационные власти в более чем 70 странах о том, какие действия предпринимает Китай для применения мер контроля и предотвращения распространения вируса на рейсах из Китая, а также информирует об изменениях в таможенных правилах и положениях, касающихся карантин. Китайский офис надеется, что информационная кампания принесет результаты, и вскоре страны решат снять ограничения на поездки из Китая.
Китай также все чаще выражает свое недовольство тем, что несколько стран решили ввести ограничения.

“Действия, предпринятые Китаем, дают положительные результаты, поэтому Китай выражает свое недовольство и несогласие с решением некоторых стран приостановить полеты из Китая и в Китай, поскольку такие действия противоречат рекомендациям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Международной организации гражданской авиации (ИКАО).  Мы выдвинули серьезные возражения против поведения этих стран”, – сказал Хуа.

До того, как надежды китайских властей оправдаются, и воздушная обстановка в этой стране нормализуется, издержки кризиса вынуждены в значительной степени ощущаться перевозчиками из Поднебесной. CAAC прекрасно понимает эту проблему и заявляет, что будет выступать в качестве адвоката авиакомпаний, убеждая центральные и местные власти страны субсидировать перевозчиков, пострадавших от текущей ситуации, сказал Сион Цзе, представитель CAAC.

Для многих авиакомпаний такой помощи может быть недостаточно. Еще до возникновения кризиса, связанного со вспышкой коронавируса в Ухане, некоторым перевозчикам было трудно не отставать на рынке, поэтому необходимость приобретения и слияния в китайской промышленности все чаще обсуждалась. В центре обсуждения были проблемы с финансовой ликвидностью конгломерата HNA, напоминает Ли Сяоцзинь, китайский авиационный эксперт. В этом контексте упоминалась необходимость поиска покупателей небольших авиакомпаний, таких как Lucky Air или Okay Airways.

«Проблема в том, что авиакомпании ожидали слишком высоких цен на продажу … После вспышки у всех есть свои проблемы, но небольшие авиакомпании, вероятно, сталкиваются с самой сложной ситуацией, поэтому им следует снизить свои ценовые ожидания», – сказал Ли.

Слова эксперта о том, что именно самые маленькие авиакомпании теряют большую часть кризиса, подтверждают данные. Известно уже о пяти  авиакомпаниях, которые вынуждены отменить полеты  более половины своего парка. Среди них есть и небольшие перевозчики: авиакомпания China Xinhua Airlines,  два самолета которой не выполяют операции, Henan Airlines,  использующая всего  20 из 30 самолетов, т.е. 66,7 самолетов, и  China Grand Air, который отменила полеты  двух из трех своих самолетов.,  ранее упомянутоя Okay Airways в настоящее время эксплуатирует 17 из 26 машин (65,4 процента), и GX Airlines, которая решила исключить из расписания полеты 14 из 27 машин (51,9 процента).

CAAC заявил, что будет поддерживать слияния и поглощения авиакомпаний в зависимости от их потребностей и поощрять их оптимизировать свои предложения, чтобы переждать трудные времена и победить вирус, сказал Сюн. Однако неизвестно какой именно будет эта поддержка.

Пережить времена неопределенности

До недавнего времени такие проблемы и сбои в деятельности отрасли казались немыслимыми. Ровно год назад китайская индустрия наслаждалась рекордными объемами авиаперевозок во время китайского Нового года и дожила до конца строительства пекинского аэропорта Дасин. Небо над Китаем было немного омрачено отменой эксплуатации 737 MAX, которых Китай был крупнейшим получателем. Даже продолжающаяся торговая война с Соединенными Штатами не оказала большого влияния на пассажирские перевозки. Теперь, невидимый невооруженным глазом, вирус вызывает очень видимые потери.

Авиационная отрасль неоднократно демонстрировала свою жизнестойкость и способность выходить невредимыми из крупных кризисов, поэтому нет никаких сомнений в том, что авиационная промышленность Китая справится с этой проблемой. Тем не менее, остается вопрос о том, когда это произойдет, и, поскольку неопределенность, связанная с текущей ситуацией, затягивается, возникает еще больше вопросов относительно того, как будет выглядеть авиационная отрасль после вспышки коронавируса в Ухане.

Андрей Бочкарев