Вскоре пилоты KLM Cityhopper будут обучаться пилотирования самолетов Embraer 175 и 190 с использованием систем виртуальной реальности. Эти инновационные учебные курсы, разработанные собственными силами KLM, не заменяют, а скорее дополняют существующую программу обучения пилотов.
Использование виртуальной реальности позволяет учащимся более эффективно использовать свое время для обучения и тщательно приобретать навыки в безопасной виртуальной среде. KLM ожидает, что курс в такой форме также позволит сэкономить финансовые средства благодаря сокращению числа внешних поставщиков, а также позволит гибко организовать рабочее время пилотов.
С 5 ноября этого года виртуальное обучение будут проходить пилоты самолетов Embraer 175 и 190 KLM Cityhopper – дочерней компании KLM, которая выполняет рейсы в Европу. KLM Cityhopper – первая авиакомпания, которая внедрила новую технологию виртуальной реальности в обучение пилотов Embraer, и решила изучить возможности использования виртуальной реальности для более гибкого реагирования на различные потребности в обучении пилотов.
Виртуальная реальность делает обучение более доступным. Пилотам не нужно прибывать в учебную аудиторию или на тренажер в определенное время, но часть обучения можно провести в любое время и независимо от того, где они находятся, поскольку учебный модуль доступен по запросу.
“Благодаря виртуальной реальности студенты могут заранее познакомиться с кабиной экипажа, а затем, после этой подготовки, они могут позже более эффективно использовать время, находясь на реальном симуляторе. Более того, эта форма обучения способствует получению более глубоких новых знаний и приобретению навыков без страха и риска, поскольку это можно безопасно делать в виртуальной среде”, – сказал Себастьян Геркенс, старший инструктор KLM Cityhopper.
Новые учебные курсы по виртуальной реальности охватывают пилотирование самолетов Embraer 175 и 190 и были разработаны IT-специалистами KLM в сотрудничестве с KLM Cityhopper.
Модуль 1 представляет собой виртуальную кабину экипажа (пилот находится в кабине экипажа и может работать с интерактивным компьютерным изображением приборной панели и панелей управления), Модуль 2 представляет собой обучающее видео (пилот, сидя в кабине экипажа, наблюдает во время полета во всех направлениях за пределами кабины), а модуль 3 – виртуальная прогулка (во время виртуальной прогулки внутри и вокруг самолета, расположенного на перроне, пилот может детально рассмотреть каждый элемент. Виртуальная прогулка состоит из множества статичных фотографий).
Вернер Сётеман, руководитель центра передового опыта в области VR в IT-отделе KLM, рассказывает о закулисье работы над проектом: “Интерактивная виртуальная кабина была создана полностью на компьютере нашей собственной командой программистов и дизайнеров VR в 3D. Для создания видео и фотографий в формате 360 градусов мы работали в салоне и вокруг самолета с помощью специализированной камеры. С другой стороны, для создания панорамного видео из кабины экипажа потребовалось тесное сотрудничество нашего инженера, специалиста по виртуальной реальности, и пилотов KLM Cityhopper во время их пребывания в кабине экипажа во время реального полета. Наши программисты и IT-специалисты не знали деталей Embraer, однако, безусловно, многому научились в ходе этого проекта, работая с пилотами”.
KLM уже некоторое время изучает возможности виртуальной реальности в программах обучения персонала. Эта технология уже использовалась при разработке курсов для инженеров по техническому обслуживанию самолетов и для бортпроводников KLM Cityhopper.
Последние курсы дополняют существующую программу обучения пилотов KLM. KLM Cityhopper в настоящее время изучает возможность получения для них сертификата EASA. Если такой документ будет получен, курсы виртуальной реальности могут заменить некоторые элементы традиционного обучения и часть печатных учебников.
Андрей Бочкарев