Китай начинает экспансию на международные маршруты. Каковы будут последствия?

В конце апреля авиакомпании Air China и China Eastern Airlines получили разрешение на открытие рейсов между Лондоном и Шанхаем. Это означает отход от принципа, согласно которому только один китайский перевозчик может выполнять одно международное сообщение.
В истории авиационной отрасли Поднебесной это беспрецедентное решение Управления гражданской авиации Китая (CAAC) может иметь далеко идущие последствия. Спустя годы китайские власти отходят от принципа, согласно которому рейсы по международным маршрутам в города Европы, за исключением Москвы, и по направлениям в Соединенных Штатах, могут выполняться только одним перевозчиком. Одним из наиболее ярких примеров такой политики были рейсы из Пекина в Нью-Йорк. Хотя, несомненно, было бы много китайских перевозчиков, которые были бы готовы использовать этот маршрут, единственной авиакомпанией из Китая, которой было разрешено его обслуживать, была авиакомпания Air China.

Китайская авиация крепнет

В течение многих лет старое правило рассматривалось китайскими властями как гарантия против растраты внутренних воздушных ресурсов на «братоубийственную» борьбу на международных сообщениях. Были опасения, что пока развивающиеся авиакомпании из Поднебесной будут конкурировать друг с другом, большую долю рынка на маршруте захватят иностранные конкуренты. Теперь, когда китайские перевозчики имеют доминирующую долю рынка на большинстве направлений из Китая, а иностранные перевозчики по многим причинам не могут угрожать отечественным компаниям, власти признали, что такой тип защиты внутренних авиакомпаний больше не нужен.

«Много лет назад, когда отечественный авиационный сектор еще находился на ранних этапах развития, власти разработали политику поддержки развития китайских авиакомпаний. Теперь общая численность китайских перевозчиков значительно увеличилась, и их доля на рынке маршрутов между Китаем и США, а также между Китаем и Европой стала выше, чем доля иностранных перевозчиков», – объясняет Лин Чжицзе, китайский авиационный аналитик и обозреватель китайского портала Carnoc.

Преимущества конкуренции

В течение многих лет китайские власти привыкли к тому, что, несмотря на то, что они остаются в рамках коммунистической политической системы, они прекрасно понимают принципы свободной рыночной экономики и осознают силы, действующие на мировых рынках. Одной из основ свободного рынка является возможность для компаний конкурировать друг с другом. Как утверждают экономисты, конкурентоспособность заставляет предприятия лучше адаптировать свое предложение к ожиданиям клиентов, улучшая тем самым общее состояние компании, в то время как потребители получают выгоду от более низких цен на товары и услуги, что является результатом ценовой войны, вызванной конкуренцией. В этом свете решение разрешить китайским авиакомпаниям конкурировать друг с другом на маршрутах может ускорить значительное увеличение предложений китайских перевозчиков на международных рынках.

«В сложившейся ситуации продолжение старой политики ограничивало конкурентоспособность бизнеса. В отсутствие конкуренции между игроками на внутреннем рынке, в пик сезона цены на билеты на этих международных маршрутах поддерживались бы на высоком уровне», – считает Лин.

Конкуренция, но ограниченная и только в определенных ситуациях

Новые правила распределения разрешений для международных операций не означают полной зависимости от рыночных сил и полного открытия всех международных маршрутов для всех желающих перевозчиков. Фактически, вместо совершенно новой системы это больше исключение из старого правила, используемое в строго определенных ситуациях.
Старые правила, запрещающие конкуренцию, не распространяются на маршруты, выполняемые китайским и иностранным перевозчиком, на которых рыночная доля перевозчика из Китая не превышает 70 проц., а частота рейсов превышает 14 в неделю. Запрет на конкуренцию не будет распространяться на маршруты, обслуживаемые в течение последних 6 лет только китайским перевозчиком, а также на маршруты, которые обслуживают иностранные перевозчики, где за последние три года не было ни одного нового перевозчика из Китая.

Важный маршрут из Лондона в Шанхай

Первым международным сообщением, обслуживаемым одновременно несколькими китайскими перевозчиками, которые соответствуют новым правилам, будет маршрут из Лондона в Шанхай. Ранее единственной авиакомпанией из Китая, которая предлагали рейсы по этому направлению, была China Eastern Airlines. После вступления в силу новых правил четыре авиаперевозчика выразили желание обслуживать рейсы Лондон-Шанхай: Air China, China Southern Airlines, Shanghai Airlines и Juneyao Air.

Поданные заявки были оценены CAAC на основе 16 критериев, включая преимущества для потребителей, развитие аэропортов, эффективность использования слотов, качество и безопасность операций. В конечном итоге наивысшие оценки получили авиакомпании Air China и China Eastern Airlines, которым дано право на полеты из Шанхая в Лондон.

Раздаются голоса, что новая система выгодна только для крупных перевозчиков. «Согласно новым правилам определения рейтинга, средним и малым авиакомпаниям будет сложнее подавать заявки на получение прав на полеты между китайскими городами второй и третьей категории и городами за рубежом», – отмечает Лин.

Новые правила будут также применяться к предоставлению прав обслуживания маршрутов между недавно появившимся международным аэропортом Пекин-Дасин и Парижем. Четыре авиакомпании ожидают результатов конкурса.

Андрей Бочкарев