В течение многих лет китайские авиалинии привлекали иностранных пилотов с высокими зарплатами и привлекательными льготами. Теперь, перед лицом кризиса, связанного с эпидемией вируса пневмонии в Ухане, китайские перевозчики отправляют иностранных пилотов в неоплачиваемый отпуск.
Продолжающаяся эпидемия пневмонии из Ухани, вызывающая гигантское падение спроса на авиаперевозки в китайском небе, означает черную полосу для перевозчиков из Среднего царства. Перед лицом такой серьезной ситуации многие авиакомпании предпринимают шаг, казвшийся до недавнего времени немыслимым, – отправляют иностранных пилотов, занятость которых сопряжена с самыми высокими расходами для авиакомпаний, в неоплачиваемый отпуск.
Бессрочно и без вознаграждения
Все зарубежные пилоты China Southern Airlines, Hainan Airlines и рейсы для нескольких небольших авиакомпаний, уже находятся в бессрочном неоплачиваемом отпуске. Решение об отстранении пилотов появилось внезапно и без предупреждения. «Все иностранные пилоты, как те, кто подал заявку на отпуск, так и те, кто не подал такие заявки, начнут неограниченный период неоплачиваемого отпуска как можно скорее», – гласит указ, переданный группе иностранных пилотов China Southern Airlines. Указ был объявлен 4 февраля и в тот же день пилоты были устно проинформированы о том, что «они вернутся на работу, когда ситуация улучшится». Некоторые из сотрудников летных экипажей уже объявили в социальных сетях и СМИ, что перед лицом такой неопределенной ситуации на китайском авиационном рынке они будут искать работу в других регионах мира.
Другие авиакомпании, в том числе Xiamen Airlines и Hainan Airlines, Tianjin Airlines и Beijing Capital Airlines (BCA), то есть бренды, принадлежащие группе HNA, которая столкнулась с проблемой серьезной задолженности, решили сделать аналогичный шаг, отправив иностранных сотрудников в неоплачиваемый отпуск. Один из собеседников газеты сказал, что Beijing Capital Airlines предложила иностранным пилотам значительное снижение зарплат до уровня, получаемого их китайскими коллегами.
China Eastern Airlines предложила иностранным пилотам возможность взять неоплачиваемый отпуск, хотя в настоящее время этот вариант не является обязательным.
Пятно на имидже привлекательного рынка труда
С финансовой точки зрения компаний решение временно отстранить иностранных пилотов, то есть самых высокооплачиваемых сотрудников за исключением руководящего состава, представляется логичным, поскольку оно приносит ощутимую экономию. Отправка сотрудников в неоплачиваемый отпуск является решением, часто используемым в китайской культуре, когда объем работы или количество заказов сокращается. Однако с точки зрения долгосрочного развития авиационной промышленности в Китае это решение может сильно повлиять на восприятие Поднебесной как привлекательного рынка для иностранных пилотов.
“Приятно быть дома, но, как и у всех, у меня есть счета для оплаты, поэтому оставаться дома без зарплаты — это явно не решение”, – сказал один из российских пилотов в анонимном разговоре с сотрудником портала demo.aviav.ru.
Вплоть о недавнего времени Китай был популярным местом работы для многих членов летного экипажа из-за рубежа. Авиакомпании из этой страны соблазняли их не только привлекательной зарплатой, но и привлекательным рабочим временем. Первая трещина на имидже Китая как привлекательного работодателя появилась в прошлом году — приостановка эксплуатации Boeing 737 MAX привела к тому, что перевозчики из Поднебесной практически прекратили набор иностранных пилотов для самых популярных узкофюзеляжных самолетов американского производителя. Нынешняя отправка иностранных работников на неопределенный неоплачиваемый отпуск является еще одним шагом к изменению отношения иностранных работников к рынку авиационного труда в КНР.
Удар по будущему крупнейшему авиационному рынку в мире
Снижение привлекательности может оказаться проблемой для авиационного рынка Китая, который до сих пор стремился стать к середине нового десятилетия крупнейшим игроком в мире. В этом году, согласно оценкам Китайского авиационного управления (CAAC), отрасль в КНР должна была перевезти 720 миллионов пассажиров. К 2035 году это число удвоится.
Чтобы сделать это возможным, требуется большое количество летных экипажей. Несмотря на значительные усилия в этом направлении, неясно, будет ли Китай самодостаточным в обеспечении достаточного количества пилотов на рынке труда. Только в 2018 году China Southern, крупнейший перевозчик в стране с точки зрения количества пассажиров и доходов, перевез 151,5 млн пассажиров, располагая парком из 820 самолетов и трудовым коллективом почти 10 000 пилотов.
В течение многих лет проблема, стоящая перед китайскими авиакомпаниями, заключалась в низкой марже, и текущая вспышка коронавируса, который оказывает огромное влияние не только на гражданскую авиацию, но и на жизнь в Китае, естественно не приводит к ее увеличению. Согласно источникам в китайском правительства, в период с 23 января по 3 февраля было отменено 30 процентов из запланированных 144,2 тысячи внутренние рейсы: China Southern приостановила более 7,9 тыс. рейсов, Xiamen Air – около 3,3 тыс., А Hainan Airlines – около 3 тыс. 3 февраля было отменено 60 процентов всех полетов по стране.
Андрей Бочкарев