Итоги авиасалона в Дубае – результаты лучше, чем ожидалось

Несмотря на первоначальную атмосферу пессимизма, оба крупнейших производителя мира могут оставаться довольными результатами авиасалона в Дубае (17-21 ноября): Airbus подтвердил первенство и увеличил преимущество над Boeing, американцам удалось подписать первые контракты MAX.

Airbus продал 232 самолета на сумму почти 40 миллиардов долларов, Boeing нашел покупателей на 95 машин (35 единиц B787 Dreamliner и 60 – B737 MAX) на сумму 17,4 миллиарда долларов. Количество заказов показывает, что авиакомпании готовы покупать новые воздушные суда, несмотря на существующие в отрасли опасения, что некоторые крупные заказы могут остаться не завершенными.

Звездой салона стала крупнейшая на Ближнем Востоке линия Emirates из Дубая, которая заказала 50 единиц A350-900 за 16 миллиардов долларов, сократив заказ от февраля на 70 штук (отказ от A330) и 30 единиц B787 Dreamliner на 8,8 миллиарда, что на 10 меньше первоначального контракта 2 года назад. Кстати, он сократился до 126 с 156 заказа 6 лет назад для B777X из-за задержек поставок. Этот самолет еще не сертифицирован.

«Стратегия Emirates давно заключается в инвестировании в современные и эффективные самолеты, мы уверены в производительности A350 XWB», – заявил президент авиакомпании шейх Ахмед бен Саид аль-Махтум. «Они дополнят наши Super Jumbo  и B777,  чем  повысят нашу эксплуатационную гибкость», – добавил он.

Помимо большого контракта с Emirates, Airbus удалось заключить соглашения с перевозчиками, в основном в развивающихся странах. Бюджетная Air Arabia из Шарджи купила 120 штук из семейства A320neo (73 – A3420neo, 27 – A321neo, 20 – A3231XLR) за 14 миллиардов, лоукостер Flynas из Эр-Рияда 10 – A321, easyJet заказала 12 штук A320neo за 1,33 миллиарда, Air Senegal подписала протокол о намерениях покупки восьми A220-300 за 730 миллионов, и лизинговая компания GECAS из конгломерата General Electric намерена купить 12 штук A330neo и 20 – A321 XLR. В данном случа цены самолетов не объявлены, но общая стоимость контракта может достигать 6,1 миллиарда долларов США.

Для Boeing салон ознаменовал конец периода неопределенности относительно намерений линии Emirates, которая наконец купила 30 Dreamliner, но прежде всего подтвердила возвращение MAX на рынок. Авиакомпания Biman Bangladesh Airlines купила два B787-9 за 585 миллионов, правительство Ганы, которое планирует воссоздать национального перевозчика, заказало три Dreamliner и шесть турбовинтовых самолетов De Havilland Dash 8-400, подписав протокол о намерениях. Министр авиации Джозеф Кофи Адда заявил, что B787 – это эффективные и гибкие машины, которые позволят запустить региональную сеть, а затем будут обслуживать международные сообщения. EgyptAir арендовала два самолета B787, а Etihad Airways выбрала этот самолет для проверки его воздействия на окружающую среду.

Казахстанская «Эйр Астана» подписала письмо о намерениях приобретения 30 штук B737 MAX 8, которые станут ядром ее нового бюджетного филиала FlyArystan, основанного в мае. Через несколько месяцев выяснилось, что на его билеты существует очень высокий спрос. Материнская компания намерена быстро развивать сеть внутренних сообщений FlyArystan, а в декабре линия запускает первый международный маршрут в Москву.

SunExpress, совместное предприятие Lufthansa и Turkish Airlines, использовало опцион на покупку 10 MAX, предварительно заказав 32 таких самолета. Это первая подтвержденная (предоплаченная) покупка MAX с момента приостановки их эксплуатации. Глава авиакомпании Дженс Бишоф подчеркнул: «У нас есть полная уверенность в Boeing, который обеспечивает нас безопасной, надежной и эффективной техникой, но она требует более жестких условий сертификации, утвержденных соответствующими органами». SunExpress летает в 107 города Европы, Западной Азии и США. Boeing также сообщил о продаже 20 таких самолетов заказчику, имя которого он не раскрыл.

Лизинговая компания Palma Holding из Дубая купила 20 единиц De Havilland Dash 8-400 за 640 миллионов долларов.

Андрей Бочкарев