Интервью на борту самого маленького серийного реактивного бизнес-джета

Cirrus Vision SF50, называемый также Vision Jet, – одномоторный, семиместный (5+2), легкий реактивный самолет личного пользования. Звучит странно? Немного так, но это не фантастика, только реальность за относительно небольшие деньги. А будучи еще и инновационным, то все в нем должно быть «самым-самым», иначе говоря:
• Самый первый гражданский одномоторный джет, получивший сертификацию FAA;
• Самый маленький реактивный самолет производимый серийно;
• Самый недорогой реактивный самолет серийного производства;
• Самый первый реактивный самолет, оснащенный парашютной спасательной системой (CAPS Cirrus Airframe Parachute System).
И многое другое, о чем дальше в статье….

Интервью на борту самого маленького серийного реактивного бизнес-джета
Cirrus Vision SF50


Краткая история проекта

Прототип SF50 увидел божий свет в июне 2008 года. В июле совершил свой первый полет. По замыслу он должен был стать очередным шагом для владельцев самолетов моделей SR20 и SR22 этого же производителя и других воздушных судов из группы, т.н. High-Performance Light Aircraft.

Проект личного реактивного самолета набрал темпы после получения в 2012году финансовой поддержки от китайского инвестора (CAIGA). В 2014, после летных испытаний в течение 800 часов, Cirrus Aircraft получил 550 заказов при цене за единицу около 2 млн долларов США. Тогда было объявлено, что годовые темпы производства составят 125 шт.

В 2015 году первый серийный экземпляр был выпущен одновременно с декларацией, что заказанные 550 штук будут выходить с завода сертифицированными под надзором FAA. В тот же год на борту джета начали устанавливать авионику типа glass cokpit модели Cirrus Perspective Touch от компании Garmin.

Первый серийный Cirrus Jet, оснащенный двигателем Williams FJ33-5A взлетел 5 мая 2016 года, после почти полугодовой задержки с получением сертификата. Причина задержки была проста и банальна – техника, как обычно, опережает законодательство. FAA для сертификации не требовало полетов с парашютной спасательной системой. Последние сертификационные процедуры были закончены 28 октября 2016 года, а в декабре первый клиент получил свой SF50.

Черты, параметры и характеристики
Для пилотов достаточно этих цифр:
FL270 and ISA +15 °C @ 270 kt (500 km/h) / 57 US gal/h (216 l/h)

Общая характеристика

Экипаж: 1 пилот
• Число пассажирских мест: 7 в конфигурации 5+2 (т.е. 2 детей)
• Длина: 9.42 m (30 ft 11 in)
• Размах крыльев: 11.79 m (38 ft 8 in)
• Высота: 3.32 m (10 ft 11 in)
• Масса пустого: 1,620 kg (3,572 lb)
• Взлетный вес: 2,722 kg (6,000 lb)
• Емкость топливных баков: 907 kg (2000 lb)
• Двигатель: 1 × Williams FJ33-5A turbofan, 1,800 lbf (8.0 kN)
Характеристики
• Крейсерская скорость: 300 kt (556 km/h)
• Скороподъемность: 67 kt (124 km/h) в конфигурации с закрылками
• Дальность полета: 600 NM (1,111 km)@544 kg @ при максимальной крейсерской скорости 300 KT либо 1,200 NM @91 kg при скорости 240 KT
• Потолок: 28,000 ft (8,500 m)
• Время для поднятия на эшелон FL280: 20 минут
Основное оборудование:
• Погодный радар;
• Противообледенительные устройства;
• Герметичный салон;
• Парашютная спасательная система для всего самолета (CAPS), которая может приведена в действие пассажиром. Бортовой компьютер, интегрированный с автопилотом позаботится о том, чтобы подобрать параметры полета (скорость и угол снижения) для безопасного запуска спассистемы.

Авионика

Cirrus Perspective Touch на основе Garmin G3000

Cirrus Vision Jet на практике или перелет Сардиния – Канны. Впечатлениями от полета делится Виталий Архангельский директор компании Кофранс.

Выполнено два полета с получением одинаковых результатов. Время полета в одну сторону 1 час 15 минут (+- 5 минут).
Ситуация над Средиземным морем, за окном IMC, область плохой погоды на Лазурном побережье. На MFD (мультифункциональный дисплей), поделенном на две секции, используются две различных метеосистемы: справа – радар, слева – спутниковый приемник Garmin Connext. Радар позволяет принимать тактические решения, в свою очередь Connext – более стратегические, т.е. избегать областей плохой погоды.

В левом нижне углу видно TAS = 307 узлов, т.е. относительно земли 280. Там же слева высвечивается цифра, отображающая потребление топлива – 66 галлонов в час. С полной ответственностью можно заявить, что первые впечатления непередаваемы. Эргономика кабины, количество свободного места, качество исполнения, Garmin Perspective Touch т.е. все то, что американцы называют “Customer experience”.

Редакция нашего портала убеждена, что тому, кто впервые видит этот самолет, в голову придет множество вопросов. На основные из них мы попросили ответить Виталия Архангельского.

Виталий Архангельский
Виталий Архангельский

Aviav.ru: Сколько на данный момент экземпляров SF50 продано в мире?

Виталий Архангельский: Сейчас на Vision Jet в очереди ожидает 600 клиентов, в то же время в Европе уже продано несколько десятков экземпляров.

Aviav.ru: Каковы шансы сохранения столь низкой цены самолета?

ВА: Это гарантировано обещанием, которое Cirrus сделал своим клиентам несколько лет назад, он его исполняет и думаю, что будет цена не изменится в течение ближайших лет.

Aviav.ru: А сейчас вопрос, который может быть провокационным, но он волнует многих наших читателей. Для кого предназначен этот самолет? Трудно поверить, что бизнесмен может водить его в качестве пилота. Мы ведь руководствуемся правилом – либо хорошо подготавливаемся к полету, либо занимаемся бизнесом ….

ВА: Я бы как раз с этим утверждением не согласился, ведь среди наших клиентов, сейчас пользующимися самолетами моделей SR22 и SR 22T, находится много бизнесменов, которые водят сами и со всей ответственностью могу заявить, что делают это очень компетентно. Они посвящают больше времени и средств на обучение и тренировки, чем другие пилоты из авиации общего назначения. В связи с этим следует ожидать, что те кто летают сейчас на SR22, легко пересядут за штурвал SF50.

Aviav.ru: Каковы впечатления пилотов от первого полета на этом самолете?

ВА: Прежде всего это чрезвычайно стабильное воздушное судно. В многом это обеспечивается V-образным хвостовым оперение, которое несколько необычно для таких самолетов. Его концепция была развита конструкторами Cirrusa, и оно получило дополнительные рулевые поверхности повышающими устойчивость полета.

Aviav.ru: Кроме пилотов первый контакт с самолетом устанавливают также диспетчеры. Было ли что-нибудь для них необычное ?

ВА: Самым распространенным вопросом диспетчеров при полета по Европе и даже по Соединенным штатам является: «можете ли подтвердить модель самолета?». В то же время во время посадки в Каннах диспетчер спросил какова минимальная посадочная скорость SF50. Ему сообщили, что в данной конфигурации будет около 80 узлов. Диспетчер удивился, так как ранее видел самолет на радаре, направляющийся в аэропорт Канн со скоростью 300 узлов, а заход на посадку – уже в 80 узлов, как у самолета с поршневым двигателем. Это поразительный технический прогресс.

Aviav.ru: Если переучиваться на этот тип самолета (получить TR). Сколько времени это займет?

ВА: Учитывая, что это реактивный самолет, то необходимо пройти полное обучение Type Rating. Начинается оно с полетов на симуляторах. Всего в мире четыре таких симулятора, три из которых находятся в США (один из них еще в состоянии установки), а один – в Европе. Стоимость обучения в европейском центре составит около 12 тысяч евро.

Aviav.ru: Спасибо за беседу и всяческих успехов.

ВА: Спасибо.