HondaJet двигатель на пилоне

HondaJet – триумф дебютанта на рынке бизнес-джетов продолжается

Японский концерн Honda известен прежде всего своими автомобилями, однако мало кто знает, что основатель компании всегда мечтал производить самолеты. Об этом говорит один из самых первых логотипов компании, на котором было изображено стилизованное крыло птицы.

HondaJet
HondaJet

Реализация мечты основателя затянулась на долгие полвека. Однако можно с уверенностью сказать, что воплотившаяся в металл и карбон мечта превзошла все ожидания. Новичок HondaJet смело вступил в сегмент деловой авиации, где планка очень высока, а конкуренция с именитыми производителями – беспрецедентна. Созданный с чистого листа бизнес-джет HondaJet сразу покорил сердца пользователей, еще на стадии проектирования стали поступать заказы, а сегодня является самым продаваемым в сегменте реактивным деловым самолетом.

HondaJet двигатель на пилоне
HondaJet двигатель на пилоне

Такое стало возможным благодаря многим нестандартным решениям, на которые всегда осмеливались конструкторы и инженеры компании, например, коленвал автомобильных двигателей Honda вращается против часовой стрелки. Но об этом пользователь может даже не догадываться. А что касается самолета, то его необычность бросается в глаза сразу.

В первую очередь удивляют двигатели HondaJet, размещенные не в хвостовой части фюзеляжа, как это принято на небольших реактивных самолетах, и не под крыльями, как это принято на больших авиалайнерах, а над ними. Такое решение позволило освободить внутреннее пространство в конце фюзеляжа для нужд пассажиров, а также уменьшить проникновение шума в салон. На первый взгляд пилоны, на которых установлены двигатели, увеличивают лобовое сопротивление и снижает скорость самолета. Но на самом деле он оказался быстрее своих одноклассников. Такое стало возможным благодаря тщательной проработке аэродинамики каждого элемента по отдельности и их взаимодействия в комплексе.

HondaJet салон в версии Elit
HondaJet салон версии Elit

Японский традиционный подход и нестандартность решений в комплексе сказались и на интерьере бизнес-джета. Несмотря на внешне скромные размеры предоставляет больше пространства и удобств, чем его конкуренты даже несколько больших размеров. Людям высокого роста не приходится чувствовать себя ограниченными. При клубной конфигурации салона, когда пары кресел расположены друг против друга, можно сидеть вытянув ноги не мешая визави. И это несмотря на наличие полноразмерного туалета, который обеспечивает приватность. Еще одна интересная особенность – в потолке туалета имеются иллюминаторы. На первый взгляд конструкторы HondaJet поставили туда их ради шутки. Но на самом деле такое решение создает иллюзию еще большего пространства и повышает комфорт для тех, кто страдает клаустрофобией.

HondaJet cockpit
Кокпит HondaJet

Не меньшей степени, чем о пассажирах, конструкторы позаботились о пилотах. Самолет в принципе сертифицирован для управления даже одним пилотом. В таких случаях важно обеспечить максимальный уровень удобств для снижения утомляемость (и, следовательно, повышения уровня безопасности). Инженеры автоматизировали все функции HondaJet, которые только возможно. Двигатели запускаются нажатием одной кнопки, рулежные и посадочные фары включаются автоматически в зависимости от режима полета. Пилоту вообще не приходится задумываться о том, какую в данный момент нужно включить фару или огни.

Кабина пилотов оснащена авионикой Garmin 3000, которая де-факто стала стандартом легких и средних бизнес-джетов. Ее интерфейс интуитивно понятен и знаком большинству пилотов авиации общего назначения. Поэтому освоение пилотирования HondJet не занимает много времени и не вызывает проблем. Тем более, что и здесь на помощь приходит электроника.

Предполетный чек-лист, который обычно был распечатан на бумаге, теперь отображается на экране панели приборов. Достаточно прочитать его и проверить соответствие параметрам. Кто имел дело со скоросшивателем, помнят насколько он был неудобен. всегда куда-нибудь заваливался. Установка закрылков и триммеров HondaJet также происходит автоматически, достаточно ввести в управляющий компьютер данные о наличии топлива, количестве пассажиров и весе багажа.Полетный план можно разработать дома на мобильной устройстве, а перед вылетом просто загрузить его в управляющий компьютер самолета.

HondaJet пробка горловины
HondaJet пробка горловины топливного бака оснащена счетчиком

Описание мелочей, о которых позаботились инженеры и конструкторы HondaJet ради удобства пилотов и пассажиров, может занять целую брошюру. Упомянем только основные из них: автоматическое включение противообледенительной системы и подогрева стекла, автоматическая установка угла поворота переднего управляющего колеса в зависимости от скорости руления, багажные отделения со схемами оптимальной развесовки, погодный радар совмещенный со спутниковой системой связи, предоставляющей прогноз погоды в режиме реального времени, система спутниковой связи и wi-fi на борту.

Самолет HondaJet может летать на высоте 13 000 метров, т.е. несколько выше гражданских авиалайнеров, где атмосферные явления не способствуют возникновению турбулентности. Благодаря такой высоте полета достигается и достаточно высокая скорость. Дальность полета с 3-4 пассажирами и одном пилотом на борту составляет 2000 миль, с максимальной загрузкой – 1200 миль, что вполне достаточно для перемещения без посадки практически по всей Европе.

Учитывая вышесказанное, не вызывает удивления, что первенец Honda Aircraft Company уже третий год подряд удерживает звание самого продаваемого бизнес-джета в своем классе. Но производитель считает, что предела совершенству нет. Помимо базовой версии, предлагается HondaJet Elit. Кроме того, доступны пакеты обновлений, позволяющие постепенно довести базовую версию до версии Elit либо улучшить отдельные характеристики.

Эксперты нашего портала, испытавшие не один десяток бизнес-джетов, при сравнении HondaJet с одноклассниками, сделали свой выбор в пользу японской модели. И они не одиноки, об этом свидетельствует масса наград, полученных производителем. Среди них наиболее выделяются самые престижные: AIAA Foundation Award for Excellence, American Institute of Aeronautics and Astronautics (AIAA) – 2018, Flying Innovation Award, Flying Magazine – 2017, Best of the Best, Robb Report China – 2017, Dime Trend Award – Best Product, Dime Magazine (Japan) – 2017.

Андрей Бочкарев