«Хаотичный президент» рассчитывает увеличить объёмы продаж оружия

Когда президент Дональд Трамп весной прошлого года посетил Эр-Рияд, королевство встретило его не столько бряцаньем сабель, сколько танцами с ними, пишут журналисты aircargonews.ru.

Теплый прием короля Салмана бин Абдулазиза ознаменовал начало цветущей дружбы для Трампа, пожалуй, одних из самых стабильных внешних отношений, которые его администрация до сих пор наблюдала. Однако любовь Трампа к Саудовской Аравии подорвала другие слабые отношения США в регионе Персидского залива. Во время майского визита в Эр-Рияд 6 июня, Трамп написал в своём твиттере: «Во время моей недавней поездки на Ближний Восток я заявил, что больше не будет никакого финансирования в радикальные идеологии. Лидеры указали на Катар – посмотрите!»

Твит был направлен государственному секретарю Рексу Тиллерсону и министру обороны Джеймсу Мэттису. Несмотря на то, что Катар является спорным союзником, в нём также располагается центр оперативного управления Центральным командованием США на авиабазе Эль-Удейд. Относительно небольшая страна Персидского залива также зарекомендовала себя в качестве надежного и лояльного покупателя оружия американского производства, закупив вооружения на сумму 9,9 млрд. долларов в 2015 году, согласно докладу Исследовательской службы Конгресса за 2016 год.

Тем временем Трамп стремится изолировать другого соперника Саудовской Аравии, пытаясь ликвидировать ядерное соглашение Ирана. Утвержденное, во время работы администрации Обамы, международное  соглашение 2015 года отменяло экономические санкции в отношении Ирана в обмен на ускорение сворачивания его опасной ядерной программы.

Беспорядок, связанный с президентством Трампа не побеспокоил американских оборонных подрядчиков, которые продолжают  прибегать к иностранным военным продажам. Во время телеконференции, посвящённой финансовой деятельности компании 24 октября исполнительный директор корпорации Lockheed Martin Мариллин Хьюсон указал на растущий международный портфель своей компании как один из способов преодолеть внутренний бюджетный кризис.

«Мы не полностью полагаемся на бюджет США в своём дальнейшем росте», – сказал Хьюсон.

Несмотря на то, что протекционистская политика Трампа «Америка прежде всего» рассматривается как инструмент для спада торговли, когда дело доходит до коммерческого рынка, лозунг может превратиться в мощный толчок для иностранных военных продаж. Трамп уже принял предложения FMS в качестве создателя внутренних рабочих мест, которые также поспособствуют установлению отношений между покупателями и американскими военными. Продажи также представляют собой двустороннюю сделку, область, в который Трамп чувствует, себя гораздо увереннее.

«В администрации определенно был толчок, направленный на увеличение числа рабочих мест в США», – считает Тодд Харрисон из Центра стратегических и международных исследований. «Я думаю, что эти сделки переводятся в военные закупки для того, чтобы заставить американские компании совершать больше продаж за рубежом, и как возможность для правительства принимать более активное участие».

Как бы ни хотел Трамп дистанцироваться от бывшего президента Барака Обамы, ему пришлось перенять сделки по продаже оружия от предыдущей администрации, которые закладывают основу для продолжения связей с Саудовской Аравией и Израилем и поддерживают тупиковую ситуацию между двумя государствами. Обама решил отделить свою внешнюю политику на Ближнем Востоке от своего предшественника. Однако там, где национальное строительство отступало, торговля оружием процветала. Несмотря на то, что не все сделки были завершены к концу его администрации, Обама обеспечил Саудовскую Аравию оружием на общую сумму более 115 миллиардов долларов, больше, чем любой другой президент за 70 лет.

В своих обычных попытках по сбалансированию масштабов между Саудовской Аравией и Израилем США также подписала историческое соглашение в 2016 году, утвердив крупнейший пакет военной помощи в истории США с 10-летним пакетом стоимостью 38 миллиардов долларов для Тель-Авива.

Оба этих пакета вооружения перешли в администрацию Трампа, которая заклеймила сделку с Саудовской Аравией на сумму в 110 млрд. долларов в качестве своей собственной победы, несмотря на то, что большая часть сделки была согласована администрацией Обамы.

«То, что вы сейчас наблюдаете, – преемственность, – говорит Эдвард Гнех, профессор факультета по событиям Персидского залива и Аравийского полуострова в университете Джорджа Вашингтона. «На самом деле я не вижу ничего нового. Эти сообщения о самых невероятных объявлениях, в то время пока [Трамп] находился в Эр-Рияде, однако всё о чём говориться в репортажах, было начато при администрации Обамы [и] должно пройти долгий бюрократический процесс ».

При Обаме США поддержали Саудовскую Аравию на войне в Йемене, предоставляя целевую информацию и возможности для воздушной заправки. Однако Обама также предпринял некоторые шаги, чтобы отойти от своей роли в Саудовскую Аравию по усугублению гуманитарного кризиса, отказавшись от продажи боеприпасов с точным наведением. Трамп еще больше ухудшил ситуацию в королевстве, когда он отказался от этого положения и в мае снова ввел в действие боевое снаряжение Raytheon Paveway II с лазерным управлением. Его полная поддержка Саудовской Аравии также добавила масла в огонь в продолжающемся споре с Катаром.

Тамара Виттес, старший научный сотрудник Института Брукингса по ближневосточной политике, признает, что обеспокоенность Трампа по поводу финансирования Катаром терроризма в регионе является обоснованной. В то время как США вынудили все государства Персидского залива сделать больше для борьбы с экстремизмом, Катар относительно отставал, пока другие добились серьёзных успехов, говорит Виттес. Однако консенсус в Вашингтоне заключается в том, что разделенный залив более пагубен для общей борьбы с терроризмом, считает она.

«Мне кажется, что есть ряд аналитиков, которые считают, что это может быть некритическая поддержка [от] Трампа, которая, возможно, воодушевила веру Саудовской Аравию и Эмиратов в то, чтобы они могут продолжать вести свою политику в отношении Катара с американской поддержкой или, по крайней мере, с её молчаливым согласием», – сказала она.

Готовность Саудовской Аравии использовать силу для достижения своих внешнеполитических целей в Йемене, наряду с появлением Объединенных Арабских Эмиратов в качестве довольно активной военной мощи, подогреет продажи в регионе, говорит Эндрю Хантер из Центра стратегических и международных исследований.

«Иранская сделка просто дополняет эту ситуацию. Возможно, это является стимулом к тому, почему некоторые из этих стран считают, что они должны быть более агрессивными в регионе », – говорит Хантер. «Но я думаю, что есть несколько факторов, включая то, что они наращивали свой потенциал в течение десятилетий, и теперь у них есть возможность сделать то, чего они не смогли бы сделать 20 лет назад».

Аналитики прогнозируют, что продажи оружия будут продолжать расти в регионе Персидского залива во время администрации Трампа, но будут ли эти продажи стимулировать акции американских или иностранных компаний находиться под вопросом. Влияние США в Персидском заливе ослабело задолго до того, как Трамп занял свой пост. Ослабление влияния Америки в регионе начало проявлять себя после того, как США свергли Саддама Хусейна и его правительство суннитского меньшинства в Ираке, создав тем самым вакуум власти, который возглавляла террористическая группа, управляемая суннитами «Аль-Каида», а затем и ИГИЛ. После этого Россия закрепила свою роль крупного игрока в регионе с авиабазой в западной Сирии и ее поддержкой президента Сирии Башара Асада на протяжении всей жестокой гражданской войны в стране.

Международные военные продажи не только означают передачу оборудования, но и устанавливают дипломатические и оперативные связи. Когда баланс сил в регионе перераспределяется, некоторые страны Персидского залива обдумывают, следует ли им направить все свои ресурсы в США или установить больше связей с Россией или Китаем. Вместе с президентом Трампом, чья единственная предсказуемая стратегия действует непредсказуемо – любой, кто останется в регионе, сильно об этом пожалеет.

«Он крайне хаотичный президент, и хаос действительно хорош для продажи оружия», – говорит Ричард Абулафия, вице-президент консалтинговой компании Teal Group. «С хаосом есть неопределенность и беспорядок. Вы никогда не знаете, кто ваши друзья, что побуждает страны диверсифицировать свои источники оружия ».

Россия могла бы закрепиться в регионе с помощью своих сложных систем противовоздушной обороны. За пределами Персидского залива Россия уже добилась успеха в плане продажи своей ракетной системы С-400 на сумму около 2 млрд. долларов США, несмотря на протесты других государств-членов НАТО. В октябре этого года переговоры между президентом России Владимиром Путиным и королем Саудовской Аравии Салманом привели к меморандуму о взаимопонимании для С-400. Новость предшествовала заявлению Госдепартамента США от 6 октября об утверждении возможной внешней военной продажи в Саудовскую Аравию оборонной системы Terminal High Altitude Area Defense (THAAD) производства компании Lockheed Martin стоимостью 15 миллиардов долларов, что свидетельствует о готовности королевства разделить свои ресурсы и лояльность.

Даже когда Москва посягает на Эр-Рияд, США все еще могут доминировать там, где оборонная промышленная база России имеет брешь в своей броне. Хотя российские вертолеты доказали свою ценность на Ближнем Востоке, и США много лет боролись за то, чтобы найти подходящую замену для прочных Мил-17 военно-воздушных сил Афганистана, поставки российских истребителей пошатнулись из-за слабой поддержки на вторичном рынке, говорит Гордон Адамс, профессор американской внешней политики в Американском университете.

«Одна из таких стран, как Саудовская Аравия, может рассчитывать на поставки послепродажного обслуживания США», – говорит он. «Российские комплекты, как правило, ломаются. Поскольку россияне не могут предоставить своевременные и доступные [замены] оборудования, вам следует хорошенько подумать, прежде чем, вступать в отношения с ними ».

Несмотря на то, что Россия может задумываться над расширением сбыта своего вооружения в регионе, Уиттс говорит, что, возможно, она не захочет устанавливать те же самые глубокие двусторонние отношения, которые США закрепила со странами Персидского залива.

«Конечно, это было бы в их пользу, как в финансовом, так и в дипломатическом плане», – считает она. «Но … я не ожидаю, что мы увидим, что Россия, например, совершает свободное судоходство в Персидском заливе. Я думаю, что существует естественный предел отношений со странами Персидского залива ».

По словам Абулафии, другие недавние партнерские отношения в Персидском заливе могут сводиться к личному сотрудничеству, а не к оперативным потребностям. Сотрудничество между украинской компанией Антонов и саудовскими партнерами King Abdulaziz City of Science and Industry (KACST) и компанией Taqnia Aeronautics на лёгком транспортном самолете Антонова Ан-132Д может знаменовать новое партнерство, но не сигнализирует о значительном развороте от США или Западных поставщиков.

Катар служит лучшим примером государства Персидского залива, решившего не направлять все свои ресурсы в американское русло, говорит Абулафия. Являясь небольшим государством, в Персидском заливе, Катар вложил значительные средства в свой истребительный флот, с предполагаемыми закупками тайфунов Eurofighter, французских Rafales и американских Boeing F-15. Но продажи истребителей не сигнализируют о новой воинственной нации, склонной к созданию неукротимого флота.

«Каждая из этих закупок – это просто ограда от кого-то другого, не поддерживающего их», – говорит Абулафия. «Они покупают отношения, а не бойцов. Они решили, что было бы разумно добавить третью страну в свой список страховых полисов ».

Это может быть вполне разумно, учитывая, что Трамп отказался от Катара в начале этого года, когда он объединился с Саудовской Аравией. Несмотря на усилия Тиллерсона и Маттиса, чтобы подавить спор Саудовской Аравии, США не стали ведущим переговорщиком, как это могло бы быть в годы Джорджа Буша. Вместо этого Кувейт, который имеет опыт поддержания мира в стране между мусульманами-суннитами и шиитами, предпринял шаги по посредничеству в урегулировании конфликта.

«В данной ситуации США не занимают место ключевой фигуры в регионе; стороны должны будут решить свои проблемы сами, и США могут лишь смягчить их решение», – говорит Хантер. «Это будет не так, как в годы Буша, когда прилетел бы Дик Чейни, и урегулировал бы любой конфликт».